700 тысяч в год. В российских вузах резко выросла стоимость обучения
Высшее образование все еще котируется в обществе, и в России постоянно растет количество людей, которые стараются платно его получить, рассказала aif.ru директор центра перспективных исследований и разработок в сфере образования Финансового университета при правительстве РФ Наталья Киселева. При этом дорожать «вышка» будет и дальше, потому что вузам нужно обустраивать практические лаборатории, развивать сотрудничество с ведущими работодателями и обучать преподавателей необходимым компетенциям, чтобы они могли передавать знания студентам.
Согласно данным рейтингового агентства RAEX, контрактное обучение в некоторых российских вузах в этом году подорожало на 25–60% в зависимости от направления подготовки. Год обучения на «прикладной математике и информатике» в МФТИ, например, стоит 767 тыс. руб. (вместо 467 тыс., как в 2024 году), в МГТУ им. Баумана — 549 тыс. руб. В МГУ им. Ломоносова больше всего выросла стоимость «лечебного дела» (до 734 тыс. руб. в год), в МИФИ — «технической физики» (до 430 тыс. руб.).
«Спрос на образование продолжает расти, потому что в обществе сохраняется уверенность, что высшее образование — это залог успеха и карьерного роста, — говорит Киселева. — Оно есть у политиков, топ-менеджеров в финансах и айти-отрасли, у докторов наук, большинства предпринимателей и ведущих бизнесменов. Поэтому в России растет количество тех, кто готов получать образование платно. К примеру, 80% тех, кто сейчас учится на экономике, делают это за деньги, потому что понимают, как смогут в дальнейшем конвертировать свои знания. А технологии продолжают развиваться, искусственный интеллект постепенно внедряют в разные сферы нашей жизни, что подталкивает людей идти учиться в техническую сферу».
Вместе с развитием технологий изменились и методики обучения, объясняет эксперт. Если раньше преподавателю было достаточно что-то начертить на доске, то теперь студентов нужно отвести в лабораторию, показать, как работают системы на конкретном предприятии, рассказать, каким программным обеспечением пользуются в банке. И ведь обучать нужно не только студентов, но и преподавателей, которые проходят стажировки и после передают накопленные знания учащимся. Учебный процесс требует от вузов огромных вложений, а работодатели, которых университеты приглашают поделиться компетенциями и оборудованием с потенциальными сотрудниками, на некоммерческой основе делать это, как правило, отказываются.
«У нас существует программа „Цифровизация финансовых продуктов и услуг“, обучение на ней стоит 750 тыс. руб. в год, — приводит пример Киселева. — Почему так дорого? Ребята одновременно обучаются в Финансовом университете, где получают теоретическую подготовку, и в МГТУ им. Баумана, где их знакомят со всеми техническими нюансами. Если бы Финансовый университет закупал все оборудование самостоятельно, год обучения стоил бы не 750 тыс., а 1,2 млн руб.».
При этом вузам интересны абитуриенты, которые получили самые высокие баллы на ЕГЭ и поступили на бюджет, уверена эксперт, и поддержка родителей важна еще со школьной скамьи. По словам Киселевой, количество платных мест будет сокращаться, а стоимость обучения — только увеличиваться. При поступлении же лучше смотреть не только на стоимость обучения, но и на то, какие партнеры есть у вуза, как он устроен изнутри, есть ли у него цифровые библиотеки, как организован досуг, зоны отдыха и питание.
По материалам: aif.ru