Бизнес

Прибавят градусов. В России хотят разрешить торговлю алкоголем на рынках

В России хотят отменить запрет торговли спиртным на рынках, действующий с 1995 года. Вопрос обсуждается в Минпромторге, который обеспокоен резким сокращением количества рынков в последние годы. О том, кто заинтересован в таком решении и насколько вероятно, что оно будет принято, рассказали эксперты aif.ru.

Мрачнеют краски ярмарки

Объясняя необходимость принятия такого решения, в ведомстве, отвечающем за развитие промышленности и торговли, отмечали, что действующие запреты слишком жесткие. Более того, ограничения не применяются к другим форматам торговли (те же традиционные магазины и супермаркеты) и ограничивают конкуренцию. Ограничения, введенные еще в 2006 году, привели в итоге к тому, что количество рынков в стране сократилось более чем в 7 раз — с 5 900 до 800. Все идет к тому, что такой формат торговли, как рынки, может исчезнуть в России уже довольно скоро. Чтобы поправить экономику рынков, Минпромторг предложил снять ограничения, главное из которых — запрет на продажу алкоголя — в том числе, в точках общепита, расположенных на их территории. Министерство предлагает позволить реализацию спиртного, если продавцы или заведения общепита получат необходимые лицензии.

Неожиданно против такой инициативы выступил Минфин, представители которого в ряде СМИ заявили о недостатке обоснований для принятия такого решения.

Кому налить?

«Возможное разрешение продавать алкоголь на рынках, скорее всего, так и останется нереализованным: вряд ли его примут, учитывая позицию Минфина, который вдруг выступил против этой идеи, — предположил глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. — Кстати говоря, это предложение вовсе не является идеей участников алкогольного рынка, который и без этого вполне неплохо себя чувствует. Это, скорее, нужно нашим крупным рынкам или ярмаркам. Они у нас сейчас резко сокращаются, проигрывая супермаркетам и маркетплейсам, и отчаянно просят помощи. Отсюда и инициатива Минпромторга, отвечающего за сферу торговли. Никакого роста производства алкоголя в этом случае не произошло бы. А произошло бы перераспределение денежных потоков, часть которых из магазинов перетекла бы на рынки, которые за счет этого смогли бы повысить свою конкурентоспособность. Никакой „руки алкогольного лобби“ здесь нет».

Позиция Минфина непонятна, потому что речь идет о продаже легального алкоголя в легальных торговых точках, соглашается руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. «Если это приведет к увеличению продаж, то доходы бюджета только вырастут. Так что здесь вопрос, почему наше финансовое ведомство выступает противником снятия запрета», — уточнил Шапкин.

Градус под контролем

Как отмечают эксперты, в случае снятия запрета, насчет контроля за качеством алкоголя на рынках можно не беспокоиться — сейчас там стоит абсолютно такая же контрольно-кассовая аппаратура, как и в обычных супермаркетах. Так что поставить систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) на рынке никакой проблемы не составит.

«Когда в 1995 году впервые вводили ограничения и затем запрет на торговлю алкоголем на рынках, на них царил хаос, — напоминает Шапкин. — Справедливости ради стоит отметить, что в те годы практически весь алкоголь был, что называется „левым“ и торговали им все, в том числе и в официальной рознице. Но на рынках вообще творилось непонятно что: никаких кассовых аппаратов, никакого надзора — полная свобода. Сейчас вопрос контроля на рынках вообще не стоит, потому что система ЕГАИС сегодня стоит даже в сельских магазинах. Поэтому рассуждать, что какой-нибудь рынок не справится с соблюдением установленных требований как-то даже нелепо. Так что рынкам разрешение на торговлю алкоголем дало бы некий глоток воздуха».

По словам Шапкина, существует простая схема: если убрать алкоголь из ассортимента любого продовольственного магазина, его выручка сокращается сразу примерно на 40% — внушительная сумма. Хотя сам алкоголь приносит около 15%. Причина в том, что покупателей становится меньше, потому что алкоголь — своеобразный драйвер торговли, как бы кто к этому факту ни относился. При прочих равных покупатель предпочтет сходить не на рынок, где и овощи с фруктами посвежее, и выбор больше, а в супермаркет, где есть спиртное. Так что сейчас рынок и супермаркет предлагается просто уравнять в правах.

По данным Росалкогольтабакконтроля, по итогам прошлого года продажи водки составили 75,6 млн дал (-0,8%), коньяка выросли на 9,4% — до 13,9 млн дал, а у других спиртных напитков крепостью выше 25 градусов зафиксирован рост на 14,6% — до 12,7 млн дал. Для слабоалкогольной продукции показатель увеличился на 14,5% — до 18,4 млн дал. Тихих вин за год продано 56,5 млн дал, игристых — 21,7 млн дал.

По материалам: aif.ru

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»