Бизнес

Не хвосты, а деликатес. Россия накормит Китай шоколадом, мороженым и мясом

Китай стал лидером по импорту из России целого ряда продуктов. Популярностью пользуются шоколад российского производства, мороженое и мясная продукция. В чем особенность китайского спроса на российские деликатесы, как наращивание экспорта отразится на внутреннем рынке и как повлияет китайский Новый год на доставку товаров в РФ, aif.ru рассказала кандидат экономических наук, заместитель декана по международной деятельности экономического факультета РУДН Дарья Соколан.

Элина Сугарова, aif.ru: В Китае любят российский шоколад. Какова специфика этого рынка? Способна ли Россия обеспечить этот спрос?

Дарья Соколан: Россия нарастила экспорт шоколада во всем мире, мы стабильно входим в десятку крупнейших поставщиков. Китай в свою очередь — мировой лидер по импорту шоколада, поэтому вполне естественно развивать это направление. Но вопрос упирается в инвестиции — в России надо увеличить количество фабрик по производству шоколада. Стоит учитывать специфику китайского рынка. Допустим, россияне любят сладкий шоколад, а китайцы — горький шоколад, с орехами. Они не любят сильно сладкие продукты, как жители России. В нашей стране можно построить заводы, ориентированные на рынок КНР, но возникают риски, если лет через 10 спрос пойдёт на убыль, то надо будет искать другие рынки сбыта. Поэтому нишу надо закрывать по мере возможностей.

— Слышала, что выросли поставки в КНР российского мороженого. Это так? Есть ли специфика, как с шоколадом?

— По мороженому прирост за прошлый год даже чуть выше — около 14%. Но на этом рынке у нас есть конкуренты — европейские бренды, американские. Учитывая, что напряжённость между Китаем и этими странами нарастает, у РФ есть шансы занять эту нишу. В отличие от шоколада, китайцам нравится то же мороженое, что едят в России, поэтому производителям особо подстраиваться не надо. Стоит отметить, что есть проблемы с поставками — нужны специальные рефрижераторы. Экспорт мороженого в Китай увеличивался последние 5 лет, но только одной российской компании удалось открыть там завод. Это намного практичней: сокращаются расходы на транспортировку и хранение.

— В 2023 году Россия поставила рекорд по экспорту всех видов мяса. Одним из крупных потребителей на этом рынке также является Китай. С чем это связано? Насколько для РФ выгодно осваивать этот рынок?

— Мясо затрагивает обеспечение продовольственной безопасности страны, поэтому власти КНР об этом беспокоится, им нужно кормить 1,5 млрд человек. России здесь есть чем гордиться, раньше мы были импортёрами свинины, теперь, наконец, стали экспортёрами. По ряду мясных изделий вошли в топ-10 стран, торгующих мясом. У РФ ещё есть такое преимущество, как дешёвые корма, в отличие от европейских коллег.

Если посмотреть, какие виды мяса употребляет Китай, то на первом месте как раз будет свинина, затем птица и говядина. При этом КНР из разряда развивающейся страны все ближе становится к развитым, естественно, уровень жизни населения повышается. А если уровень жизни растёт, то и растёт спрос на мясо в том числе, то есть в перспективе до 2030 года потенциал очень большой.

При этом Китай наконец-то снял пятнадцатилетнее ограничение на импорт свинины из России. То есть в ближайшее время мы будем наращивать экспорт этого вида мяса на территорию Китая. Специфика потребления же такова, что это никак не отразится на внутреннем рынке РФ. Дело в том, что наибольшую ценность в Китае имеют субпродукты и те части, которые в РФ практически не употребляются. Например, популярны блюда из свиного или говяжьего мозга, их можно заказать практически в любом кафе или ресторане. Самый изысканный деликатес — свиные копыта. В ход идет все, что расположено вокруг копыт — кожа, хрящи, сами кости. Также активно используются свиные уши, хвосты, кишки, желудки, говяжье вымя, куриные лапы. Много блюд готовят из субпродуктов, поэтому большая часть мяса все-таки будет оставаться на территории России.

— Что еще Россия поставляет в Китай?

— Товарооборот Китая с Россией достиг рекордных 240,11 млрд долларов в 2023 году. Сейчас Россия поставляет в Китай в основном ресурсы — лес, нефть, газ. Чтобы расширить торговлю, на мой взгляд, РФ надо приложить максимум усилий в продвижении готовой продукции. Кроме того, мы в основном говорим про товары, но у нас огромный потенциал в сфере услуг.

— А какие услуги, на Ваш взгляд, можно экспортировать?

— Какие-то совместные приложения, программное обеспечение. У нас хорошая база высококвалифицированных программистов. Мы Китаю можем предложить много вариантов, особенно для банков. У нас в этой сфере приложения одни из самых сильных в мире. Я вообще настаиваю на совместных предприятиях, потому что именно они дают возможность совместно развиваться, а не просто, допустим, продавать наши решения исключительно Китаю.

— Стоит отметить, что китайские иномарки буквально заполонили российский авторынок: их доля превысила 50%. Как дальше может развиваться этот сектор экономики?

— Здесь ситуация двусторонняя получилась. С одной стороны санкции против России привели к росту китайских машин на российском авторынке. С другой стороны, если говорить об электрокарах, то Китай тоже сейчас будет ориентироваться на Россию, потому что в Европе ограничили импорт из Китая. По сути, совместные санкции против Китая и России подталкивают две страны ещё больше увеличивать товарооборот.

Ещё стоит добавить, что Китай в последние годы активно развивает свой автопром, крупные лидеры рынка за последние 5 лет успели купить доли в западных компаниях, в том же Мерседес, Вольво. То есть у них уже есть опыт европейских компаний, который они активно используют на своих собственных предприятиях.

Здесь также РФ и КНР могли бы развивать сотрудничество, открывать совместные предприятия. Китай может открывать заводы на нашей территории и производить машины. Они всегда продвигают идею совместных предприятий, чтобы было владение 50 на 50. России тоже необходимо такие же условия выдвигать, чтобы РФ имела в этом бизнесе долю, а не просто давала территорию.

— В каких отраслях можно также быстро достичь результатов, как в автопроме?

— По отраслям, в которых есть потенциал, если говорить про экспорт в Китай, естественно, это наш металлургический комплекс. Быстрее всего можно нарастить тот же агропромышленный комплекс и экспортировать продукцию в Китай. Есть высокий потенциал в атомной энергетике.

— Есть ли риски такого взаимного торгового оборота?

— В этом процессе есть свои минусы. РФ становится зависима от Китая в качестве основного покупателя. Даже, если посмотреть сейчас структуру по тем же ресурсам, на Китай приходится около 50-60% от всего экспорта. То есть если КНР решит прекратить импорт, то России придется искать других партнёров.

Здесь, кстати, можно взять на вооружение опыт Китая, в плане диверсификации рисков их политика очень грамотно выстроена. Когда они закупают товары или услуги за границей, у них есть правило, что на каждого поставщика не должно быть больше 20% от всего импорта либо экспорта. Россия налаживает отношения с Поднебесной, но не стоит забывать, что в Азии есть много других партнеров.

— Китайское направление максимально загружено. Чтобы дальше расширять товарооборот, нужно развивать логистику. Так ли это?

— Да, согласна с этим. Могу прокомментировать железную дорогу, через которую идут поставки из России в Китай. У нас есть долгоиграющая проблема с загрузкой этих мощностей. Много споров о том, насколько необходимо дальше эту дорогу выделять только под уголь. Предлагается освободить транспортные пути как раз под товарооборот с Китаем.

— В этом году празднование китайского Нового года начнется 10 февраля и продлится до 24 февраля. Известно, что в эти дни компании перестают работать, начинаются длинные выходные. Как это влияет на сроки поставок в Россию?

— Стоит отметить, что это не нововведение и не сюрприз, что китайцы празднуют так долго Новый год. В КНР традиция — отпуска особо никто не берет, поэтому преимущественно все отдыхают именно в Новый год. То есть сложно вытянуть работников в этот момент, даже с коэффициентом повышения зарплаты. Конечно, можно надеяться на поставки, но вряд ли они будут в этот промежуток времени.

Российские предприниматели потихоньку подстроились к проблемам логистики в этот период. Стоимость фрахта за последние 5 лет значительно повышается перед самим празднованием Нового года и потом понижается, когда идут сами праздники. Просто это нужно учитывать поставщикам, импортёрам: о поставках надо договариваться заранее. Например, США и Европа это поняли и заранее продумывают организацию поставок на китайский Новый год.

По материалам: aif.ru

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»