Кодовый исход: почему игровая индустрия теряет специалистов
Наибольшие сокращения произошли в Activision Blizzard, Unity Software, Embracer Group и Epic Games
Игровые компании в начале 2024 года уже избавились более чем от 6 тыс. сотрудников: из Activision Blizzard уволили около 1900 человек, из Unity Software — 1800, Riot Games — более 500. Кризис также затронул смежные с геймингом сервисы, например крупнейшую стриминговую платформу Twitch. Опрошенные «Известиями» эксперты полагают, что стремительно разросшаяся в период пандемии индустрия переживает закономерный спад, а организации пытаются максимально быстро снизить траты за счет сокращений. Из других причин — замена художников и райтеров нейросетями и повышение цен на услуги хостинговых компаний.
На благо порядка
Activision Blizzard, которая теперь принадлежит Microsoft, уволила порядка 1900 сотрудников с начала года. Как объявили в организации, это было необходимо для оптимизации рабочего процесса. У Microsoft есть свое игровое подразделение, и после объединения этих компаний возникло много продублированных специальностей — зачем оставлять двух людей, которые выполняют идентичную работу, если один из них справляется со всеми обязанностями.
Из других компаний, сокративших штат, выделяются: Riot Games — уволено более 500 специалистов; Epic Games, разработавшая хит Fortnite, — 830 сотрудников; компания-издатель Embracer Group (ранее THQ Nordic) — 900 человек, Electronic Arts (EA) — 780 работников. Unity Software, занимающаяся игровым движком Unity, тоже выставила на улицу 1,8 тыс. людей (около 25% от общего штата). В большинстве случаев организации объяснили сокращения реструктуризацией.
В 2020–2021 годах, согласно отчету исследовательской компании IBISWorld, мировые продажи видеоигр выросли на 20%: в период локдауна гейминг был одним из самых популярных хобби. Увеличились инвестиции, были анонсированы новые амбициозные релизы, и из-за этого возникли новые вакансии. 20 тыс. мест появилось именно в этот период. Переход на удаленку замедлил разработку, но в 2023 году вышло сразу несколько громких и долгожданных проектов. Студии и специалисты, оставшиеся без новых создаваемых игр, были сокращены: дело сделали и разошлись. Этим тоже может объяснить такие масштабные сокращения.
IT-эксперт аналитического центра университета «Синергия» Алексей Ермаков считает, что сокращения после стремительного роста — нормальное явление.
— В последнее время IT-индустрия очень быстро росла, поэтому рано или поздно должен был наступить момент стабилизации и даже произойти небольшой откат. Это закономерно. Однако пока не вполне ясно, наступил ли уже этот момент или рост сейчас сдерживает общемировая экономическая ситуация, отягощенная политической конъюнктурой. В любом случае в мировой экономике сейчас происходит масштабная переоценка направлений и структуры инвестиций, и на IT-сфере это отражается максимально тяжелым образом, — полагает он.
Угроза нейросетей
В Riot Games, которая известна по многопользовательской онлайн-игре League of Legends, значительная часть увольнений пришлась на художников (2D, 3D, концепт-арты, окружение, иллюстрация) и райтеров. В прошлом году бывший генеральный директор Николо Лоран заявил, что в 2023-м бюджет их организации стал самым большим за всю историю Riot Games, поэтому ограниченность в финансах вряд ли оказалась причиной сокращений штата. Тем более что компания принадлежит китайской Tencent — одной из крупнейших холдинговых компаний в мире, которая в крайнем случае может увеличить финансирование.
Некоторые эксперты полагают, что вместо уволенных сотрудников будет работать искусственный интеллект: программа может написать текст или сгенерировать изображение по описанию за считанные секунды. Для этого не требуется ни художественных, ни авторских навыков — достаточно сотрудника, который будет формулировать письменные запросы для ИИ. Подобная теория особенно популярна среди геймеров, так как в 2023 году организация использовала эту технологию для создания праздничного видео, посвященного 10-летию игрового региона Латинской Америки. В ролике на живых людей наложили специальный фильтр, чтобы они выглядели в стиле League of Legends. После резкой негативной реакции пользователей запись удалили с официального YouTube-канала Riot Games. Заметить это было просто — нейросеть часто делает ошибки в анатомии, а отдельные участки изображений могут быть смазаны.
Складывается ситуация, когда один профессионал может создать команду из нескольких моделей ИИ и вносить небольшие изменения, чтобы «очеловечить» продукт, полагает Алексей Ермаков.
— Например, избавить его от проблем с нечеловеческими пальцами или «мертвыми глазами». Уже давно появились программные оболочки, где одновременно по одному запросу работают сразу несколько моделей. Писатель может сравнить их, чтобы выбрать наиболее подходящую или скомпилировать итог из ответов разных моделей. Такая замена одного человека на команду ИИ значительно увеличивает скорость труда и позволяет сократить численность работников без ущерба для бизнеса, — добавил эксперт.
Организация также использует искусственный интеллект, чтобы отслеживать сообщения пользователей в чате: система не только эффективно блокирует аккаунты за оскорбления других, но и фиксирует эвфемизмы и попытки скрыть негативные комментарии.
Нейросети уже широко используются в инди-компаниях, в которых штат значительно меньше, а ресурсы ограничены. Например, разработчики использовали ИИ для создания напоминающих покемонов существ. Также подобные технологии применяются для тех игровых частей, в которых не так важна детализация или точность — задники, фоны, текстуры неба и так далее.
Не только разработчики
Проблема с увольнениями также коснулась компаний, которые только отчасти связаны с игровой индустрией. Крупнейшая платформа для стримеров Twitch, на которой преимущественно показывали именно трансляции видеоигр, к концу января сократила 500 человек. Это составляет примерно 35% от общего количества сотрудников. При этом 11 января генеральный директор организации Дэн Клэнси объявил, что сайт не приносит прибыли. Он добавил, что штат слишком сильно разросся, и сокращения необходимы для снижения трат.
Как считает директор фестиваля «Стримфест» Михаил Лисецкий, кадровая политика Twitch напрямую связана с технологической составляющей платформы.
— Дело в том, что стрим-платформы тратят очень большие деньги на поддержание своей международной серверной архитектуры, не исключаю, что даже больше, чем на фонд оплаты труда. И да, это не единственная проблема, ведущая к увольнениям, но все более существенная. По итогам 2023 года мировые поставки серверов в штучном выражении рухнули на 20%, и это продолжение многолетнего нисходящего тренда, — рассказал он.
Эксперт также добавил, что стриминговые площадки ищут альтернативные способы для передачи данных и демонстрации контента.
— Так, отечественная Goodgame.ru представила Candy — это решение для пиринговой (p2p, от пользователя к пользователю) раздачи видеоконтента. Как с торрентами, только раздается прямоэфирный видеопоток. Что-то похожее тестировал тот же Twitch на дорогом для себя рынке в Южной Корее, прежде чем полностью его покинуть. Технологии постепенно помогут большим сервисным компаниям найти баланс, но сиюминутное решение, увы, — это провести кадровую оптимизацию. А проще говоря — попрощаться с частью работников, — полагает Михаил Лисецкий.
Мессенджер с возможностью видеосвязи Discord, которым часто пользуются геймеры, а игровые компании ведут там свои блоги, тоже сократил штат — число уволенных составило 170 человек. Это примерно 17% от общего количества сотрудников. Генеральный директор Джейсон Цитрон объявил, что организация быстро разрослась и одновременно взялась за слишком большое количество проектов. Поэтому было решено уменьшить число работников и отказаться от части разработок, чтобы снизить траты.
Руководители компаний, в которых произошли сокращения, уверяют, что это не повлияет на качество предстоящих проектов. Но многие организации уточнили, что еще не закончили с оптимизацией штата, поэтому можно ожидать новую волну увольнений уже в ближайшее время.