Игры с вином. Ежегодно винными туристами становятся 2 млн россиян
Производители вина наблюдают стремительный рост интереса к винному туризму и рады встречать гостей на своих винодельнях. Вместе с этим увеличивается интерес к сухим винам и всё меньше становится любителей «полусладенького».
Ягода с куста
Виноделие неотделимо от винного туризма. Он стал, по сути, частью отрасли, которая заметно развивается в России. По словам директора по России Всемирной организации винного туризма Леонида Поповича, сейчас в России винных туристов около 2 млн в год. Но нужно учесть, что многие аэропорты на юге страны не работают.
«Когда они будут открыты, мы рассчитываем на новый импульс», — говорит он.
По данным минсельхоза Краснодарского края, в этом крупнейшем винодельческом регионе страны сейчас работает 50 виноделен, и 19 из них проводят экскурсии. Те, что крупнее, создают на своей территории туристическую инфраструктуру. У «Абрау Дюрсо» работает Центр винного туризма, у «Долины Лефкадия» — музей виноделия, у «Кубань-Вино» — Центр энологии Chateau Tamagne.
Последний впечатляет масштабом. Здесь находится одна из самых крупных открытых площадок для хранения виноматериала — 86 ёмкостей, в каждой около 500 тыс. бутылок. Туристов не только знакомят с технологией производства вина, но и предлагают поупражняться в винной живописи или поучаствовать в кулинарном мастер-классе, посмотреть фильм в кинозале с бокалом вина или побывать на дегустациях. Причём дегустации проводятся как профессиональные, так и игровые.
Но всё же особенно интересно туристам посмотреть весь цикл производства вина в масштабе, рассказали «АиФ» в «Кубань-Вино». Высоким спросом пользуются также интерактивные игры с вином. Набирают популярность индивидуальные мастер-классы с дегустацией из ёмкостей, проводимые сомелье компании. А вообще, Центр энологии за год посещают тысячи туристов.
На винодельне «Дербент Вино», расположенной в другом винодельческом регионе — Дагестане, говорят, что приезжающим сюда туристам интересно побывать на виноградниках, попробовать ягоду с куста. И это неудивительно, ведь там красота невероятная. К примеру, виноградник в селе Джалган расположен в предгорье, и оттуда открывается вид на Каспийское море — от такого пейзажа просто перехватывает дыхание.
«Дегустации как таковые, безусловно, тоже интересны, но когда есть возможность погулять по виноградникам, посмотреть на производство, узнать много нового, познакомиться с людьми, которые создают вино, — тогда и процесс дегустации становится интересней в разы», — отмечает руководитель направления корпоративных коммуникаций «Дербент Вино» Алина Сиразетдинова.
«Полусладенького» не просят
Туристы, по её словам, бывали на винодельне и ранее, поскольку Дагестан всегда привлекал путешественников. Однако в последние годы рост потока весьма ощутим. Начался он в связи с пандемийными ограничениями и касается не только внутреннего туризма как такового, но и энотуризма.
«Спрос продолжает повышаться, винодельни реагируют на это и разрабатывают разные типы дегустаций и программ. Мы проводим на территории винодельни фестивали, ближайший пройдёт осенью. А кроме того, сотрудничаем с местными художниками и архитекторами, поддерживаем их — поэтому на территории винодельни можно увидеть объекты современного искусства», — добавляет Алина Сиразетдинова.
Стремительный рост интереса к винному туризму отмечают и в «Кубань-Вино». В потоке посетителей заметны как ценители с опытом поездок по мировым винодельням, которые теперь переориентировались на российский рынок, так новые энотуристы, изучающие вопрос с нуля.
Одна маленькая, но характерная деталь, которую заметили сотрудники одного из старейших винодельческих предприятий страны: увеличивается интерес к сухим винам. С каждым годом всё меньше становится любителей «полусладенького».
Продвижение бренда и канал сбыта
Почему производители вина так радушно встречают гостей, строят для них дегустационные залы, отели и рестораны, просто и доходчиво объясняет руководитель направления корпоративных коммуникаций «Дербент Вино».
«Туристы в 99% случаев — это потребители нашей продукции, наша целевая аудитория, — говорит он. — Нам важно показать качественный продукт не только на выходе, в магазине, но и дать возможность познакомиться со всеми этапами производства вина „от лозы до бокала“. Показать, как растёт виноград, познакомить с производственной командой, погрузить в прекрасный мир вина. Кроме того, учитывая ограничения, связанные с законом о рекламе, в частности в отношении рекламы алкогольной продукции, экскурсии на производство — это один из видов продвижения бренда производителя».
Есть в винном туризме и ещё один аспект, на который обращает внимание исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексей Плотников. В эту ассоциацию входят 167 винодельческих предприятий, и больше 64%, по его словам, — это малые и средние винодельни.
«Для них энотуризм является важным каналом сбыта своей продукции. Поэтому они крайне заинтересованы в развитии данного направления бизнеса», — говорит он.
Продажи вина туристам, а также сувенирной продукции, работа ресторанов, кафе и отелей на территории виноделен — всё это, по мнению многих участников рынка, позволяет сбалансировать экономику средних и малых хозяйств.
Правда, остаётся пока не решённой проблема существования табу на строительство отелей на землях сельхозназначения, коими являются земли виноградников. Однако законопроект о винном туризме уже прошёл первое чтение в Госдуме, второе ожидается в мае-июне этого года. Закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» должен дополниться статьёй «Особенности развития винного туризма на виноградопригодных землях». Она разрешает малому бизнесу комплексно осваивать земли — как для выращивания винограда и производства вина, так и для предоставления услуг винного туризма. То есть отели строить можно, но не выше двух этажей и при условии, что виноделие останется основным видом бизнеса.
В пути
При всей прямой заинтересованности производителей вина в туристах энотуризм не может развиваться силами их одних. Находясь на стыке виноделия и туризма, он предполагает присутствие на рынке и второго важного игрока — турфирм.
Даже в «Кубань-Вино» — компании, которая после открытия своего Центра энологии Chateau Tamagne стала важным туристическим оператором на Кубани, ведут большую работу с ними. Предлагают готовые варианты программ и экскурсий, а также проводят программы по индивидуальным пожеланиям заказчиков — представителей туротрасли. То есть для каждой туристической компании подбирается программа по её запросам.
«Мы сотрудничаем как с местными туристическими фирмами, так и с федеральными турагентствами, — рассказывает руководитель направления корпоративных коммуникаций винодельни „Дербент Вино“ Алина Сиразетдинова. — Всегда передаём актуальную информацию партнёрам об экскурсиях, времени работы, дополнительных опциях, чтобы у туристов была возможность запланировать посещение нашей винодельни с максимальным комфортом».
В сотрудничестве виноделов и туриндустрии расширяются «винные маршруты», включающие в себя посещение нескольких виноделен. В Крыму таковых сейчас 22, на Кубани — 27, в них уже интегрированы десятки виноделен.
Леонид Попович, однако, считает, что роль туроператоров и агентств в российском винном туризме ещё не очень велика. Но это потому, что мы пока что находимся в пути.
«Рынок только формируется, и далеко не все необходимые атрибуты и объекты инфраструктуры уже созданы», — поясняет он. Однако прогнозирует рост: «При благоприятных обстоятельствах за несколько лет можно ожидать, что количество энотуристов в стране вырастет с 2 до 5 млн в год».
По материалам: aif.ru