Безбумажная работа: кабмин и Госдума переходят на цифровое общение
Как это повлияет на скорость внесения и рассмотрения законопроектов
Правительство и Госдума до конца 2024 года полностью перейдут на цифровой формат взаимодействия. Соответствующее соглашение стороны подпишут до конца апреля, документ имеется в распоряжении «Известий». Ожидается, что в результате полного перехода в цифру существенно ускорится внесение на рассмотрение парламента правительственных инициатив. Законопроекты будут попадать в Госдуму в течение нескольких часов после их одобрения на заседании правительства.
Дистанционное общение
До конца 2024 года 100% документооборота кабинета министров и Государственной думы перейдет в онлайн-формат, сообщили «Известиям» в аппарате вице-премьера — руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко. В частности, все правительственные законопроекты планируется направлять в нижнюю палату через систему межведомственного электронного документооборота. Их не будут дублировать в бумажном виде или на электронном носителе (магнитном, оптическом или полупроводниковом).
К тестированию такого формата работы уже приступили. Так, одобренные на последнем заседании правительства законопроекты вносились на рассмотрение депутатов через систему электронного документооборота. Сопроводительные письма к ним цифровой подписью подтверждал Дмитрий Григоренко, в чьи полномочия входят вопросы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с парламентом.
Для реализации инициативы уже внесены необходимые изменения в регламент правительства. Кроме того, аппараты кабмина и Госдумы до конца апреля подпишут соглашение об информационном взаимодействии. В нем стороны закрепят обязательства, состав и формат передаваемых файлов, а также технические требования к ним. Соответствующий документ имеется в распоряжении «Известий».
Еще в 2020 году объем электронного документооборота правительства и Госдумы не превышал 45%. При этом большую часть электронных документов составляли копии бумажных, что не позволяло связывать файлы между собой и усложняло их поиск в системе. В 2023 году объем документооборота в цифре стал больше 80%.
В правовом государстве исключительно важную роль играют процедуры принятия законодательных и подзаконных актов, сказала «Известиям» профессор ИГСУ РАНХиГС Татьяна Иларионова. Тут важно всё: и составление проектов в срок, и соблюдение юридической техники, и быстрое, деловое согласование с ответственными министерствами и ведомствами, и, наконец, исключение уже на стадии подготовки акта любых погрешностей — как содержательного, так и формального порядка. Федеральным органам исполнительной власти, правительству страны это удавалось далеко не всегда: год от года показатели не радовали.
— Но, кажется, ситуация меняется к лучшему. Аппарату пришлось серьезно потрудиться, и в результате доля возвратов законопроектов на доработку в федеральные министерства и ведомства снижена в два раза — с 47% в 2019 году до 20% в 2023 году. Добиться этого удалось благодаря повышению исполнительской дисциплины, — считает она.
Ускорение работы
Благодаря новой системе электронного документооборота в 2023 году процедура отправки законопроектов в Госдуму занимала всего один день вместо десяти. После полного перехода на цифру работа ускорится.
— Планируется, что в 2024 году вносить правительственные инициативы будут в течение нескольких часов после их одобрения на заседании правительства, — сообщили представители Дмитрия Григоренко.
В 2023 году 100% заключений и официальных отзывов на инициативы депутатов и сенаторов, а также правительственных поправок к законопроектам были направлены в Госдуму через цифровую систему. Для сравнения: в 2021 году этот показатель был равен нулю — документы направлялись исключительно на бумаге.
Кроме того, в 2023-м правительство полностью в электронном виде внесло в Госдуму законопроект, которым был утвержден бюджет страны на следующий год и на плановый период до 2026 года включительно. Впервые такой документ не дублировался на бумажном носителе.
Для достижения всех целей критически важен постоянный диалог исполнительной власти с законодательной, заявил «Известиям» первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. Сейчас сотрудники аппарата правительства участвуют в обсуждении плана работы Госдумы, а представители Госдумы присутствуют на заседаниях комиссии по законопроектной деятельности. Это происходит на еженедельной основе.
— Для эффективной работы над законодательными инициативами для каждого правительственного законопроекта или поправки назначается ответственный представитель от правительства. То есть депутаты всегда знают, с кем можно обсудить документ и кому задавать вопросы, — заметил эксперт. — В результате до рассмотрения в первом чтении законопроекты доходят уже в высокой степени готовности. Решения по ним принимаются оперативнее — не требуется дополнительное время на обсуждение или устранение разногласий. Эти вопросы уже сняты в рабочем порядке. Всё это ускоряет совместную работу, а главное — повышает качество принимаемых решений.
Новые цифровые инструменты и платформы способствуют качественному оформлению документов и, что самое главное, установлению действенного контроля над этим процессом, добавила Татьяна Иларионова. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в середине 1990-х годов в аппарате Госдумы, когда исполнение документов начали отслеживать с помощью внутриорганизационной компьютерной сети Интранет, объединившей подразделения и их служащих. В системе федеральных органов исполнительной власти также был налажен внутриведомственный документооборот, он совершенствовался.
С 2020 года в аппарате правительства действует информационная система мониторинга выполнения ключевых задач нового поколения, где есть отдельный модуль по контролю за движением законопроектов и нормативных правовых актов. Доступ к этой системе имеют все федеральные министерства и ведомства.
— В 2023 году правительство также внедрило в процедуру подготовки ведомствами подзаконных актов инструмент автосогласования: если в течение 10 дней по проекту документа не были представлены замечания, он автоматически считается согласованным и направляется в аппарат правительства. Как результат, если в 2021 году в срок было принято всего 53% подзаконных актов, в 2022-м — 82%, то в 2023 году — свыше 97%, — сообщила Татьяна Иларионова.
Теперь самое главное — не почить на лаврах, а сделать систему ритмично работающей, добиваться того, что теоретики называют «хорошим управлением», то есть когда исполнительная власть делает всё в срок и на пользу стране, резюмировала эксперт.