В осадке. Эксперт раскрыл, что мешает россиянам пить больше вина
Спрос на вино в мире продолжает снижаться вместе с его производством, с сожалением констатируют специалисты Международной организации виноградарства и виноделия (OIV). Эксперты aif.ru объяснили, как обстоит ситуация в России и что у нас мешает увеличению спроса на вино.
Рекордное дно
По итогам 2023 года потребление вина в мире составило 221 млн гектолитров. Это самый низкий уровень с 1996 года. При этом производство вина по итогам прошлого года сократилось до 237 млн гектолитров, что стало минимальным показателем более чем за 60 лет. По мнению международных аналитиков, одна из главных причин в сокращении показателей — процесс постоянного подорожания из-за инфляции и роста производственных расходов. Например, средняя цена за литр вина составила 3,62 евро, что почти на треть выше, чем всего три года назад. При этом в той же Европе наблюдается перепроизводство этого продукта. Только во Франции по итогам прошлого года профицит вина ожидался на уровне в 3 млн. гектолитров. Чтобы избавиться от излишков, власти даже предлагали производителям перерабатывать его в этанол для дальнейшего использования в парфюмерии и промышленной химии.
«Вино из общеупотребительного напитка переходит в категорию почти элитарную, — отмечает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, комментируя результаты исследования. — Набирает оборот мода на здоровый образ жизни, увлечение различного рода диетами, которые употребление вина ограничивают. И потом, не стоит забывать, что, начиная с начала 2000-х годов, мир постоянно находится в череде кризисов, это также сказывается на снижении потребления».
Не по-советски
Не особо оптимистично обстоят дела и в России. Несмотря на то, что у нас виноградарство в последние годы развивается довольно активно, работать, чтобы достичь хотя бы советского уровня потребления вина в 20 литров на душу населения, предстоит долго и упорно. Напомним, сегодня потребление вина в России составляет 7,5 литра на человека.
К тому же, для того, чтобы сравнивать производственные показатели хотя бы 90-х годов прошлого века, необходимо разобраться в определениях.
«Еще лет десять назад в России под названием “вино” продавалось все, что угодно, — отмечает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. — Сейчас же действуют четко установленные законодательством определения, так что сравнивать потребление вина в 90-е годы и сегодня было бы не совсем корректно».
Но одно, по его мнению, можно сказать определенно — потребление вина в стране находится на довольно низком уровне. «Если стоит задача переориентировать людей с крепких напитков на вино, то в первую очередь необходимо обращать внимание на цены, — считает Шапкин. — Это главный фактор, который влияет на динамику потребления алкоголя. Если цена доступна — потребление растет, если высокая — падает».
И в этой связи, по его мнению, недавнее повышение акцизов вряд ли стимулирует потребление вина в России. «Например, пиво у нас занимает 80% всей потребляемой алкогольной продукции по той простой причине, что цена на него находится на сравнительно низком уровне, — продолжает эксперт. — Бутылка вина сегодня в среднем стоит как 8-10 бутылок пива. Что в такой ситуации выберет потребитель, понятно. Сейчас вино должно стоить 150 руб. за бутылку, чтобы соотношение потребления вернуть в советское время».
В свою очередь, Бухаров повторил свое видение решения проблемы увеличения потребления. «Необходимо сделать, как с пивом, медовухой и пуаре, а именно — дать право реализовывать их в ресторанах и кафе без лицензии — для вина, выращенного на территории России и произведенного здесь же, — пояснил он. — Поверьте мне, к уже имеющимся предприятиям добавятся, как минимум, 20 тыс. новых. Потому что сегодня они просто не берут такую лицензию и не собираются этим заниматься».
Ранее сообщалось о том, кому выгодно повышение цен на вино.
По материалам: aif.ru