Наука и техника

Библеист рассказал, что Песах мог возникнуть как жертва для прекращения дождей

Библеист рассказал, что Песах мог возникнуть как жертва для прекращения дождей

Чарльз Спарк Пирс. «Плач по поводу смерти Первенца Египта». 1877

Песах — еврейский праздник, который начинают отмечать в 15-й день нисана, первого весеннего месяца по библейскому календарю. В 2024 году он начался вечером 22 апреля и продолжится до вечера 30 апреля. В это время у иудеев принято есть мацу и проводить ритуальную трапезу с  жертвенным ягненком — в память о том, как Господь заставил фараона отпустить из Египта угнетаемых им евреев. Однако современные ученые считают, что обычаи этого праздника появились задолго до Исхода.

Господь-Губитель

Современный иудейский праздник Песах или еврейская Пасха, целиком связан с библейской легендой об Исходе евреев из Египта. Согласно Библии, фараон поработил их и не хотел отпускать, вопреки указаниям Бога. Тогда Господь обрушил на египтян одну казнь за другой, и в конце концов пообещал поразить в Египте всех первенцев. Евреям же он указал принести в жертву ягненка, его кровью вымазать дверной косяк и запереться дома всей семьей на ночь. Последняя казнь сломила сопротивление фараона, и он отпустил евреев, но затем египтяне передумали и погнались за ними. Поэтому евреи покидали свои дома столь поспешно, что тесто для хлеба не успело закваситься, и с собой пришлось брать пресные лепешки.

В память о тех событиях Бог повелел иудеям отмечать Песах (одно из значений слова — «миновал»), вновь принося в жертву ягненка и неделю воздерживаясь от квасного хлеба. Поэтому в день перед началом праздничной недели евреи избавляются от всех квасных мучных изделий, делают тщательную уборку, выметая последние крошки, и в следующие дни семье хлебом служит маца. Для тех, кто не знаком с еврейской культурой, ее проще представить как лаваш, но более толстый и твердый, подобно хлебцам.

В начале ритуальной трапезы (седера) в первый вечер праздничной недели над столом поднимают мацу и говорят: «Вот хлеб бедности, который ели отцы наши в Земле Египетской».

Седар

Albany Times Union/Hearst Newspapers/Getty Images

В центре стола должно стоять блюдо, на которое в древние времена клали зажаренного жертвенного ягненка, но в наши дни можно использовать другое мясное или рыбное блюдо, обязательно с костями. Разговоры за трапезой должны коснуться исхода из Египта и его символического смысла.

Традиционное символическое блюдо на Седер. Кость символизирует жертвенного ягненка

Khane Rokhl Barazani

Современные ученые считают, что происхождение Песаха древнéе, чем описываемые в Библии времена, и что схожий праздник отмечали до появления самой книги Исхода. Более того, даже внутри этой книги остались реликты, указывающие на раннее происхождение.

«Моше (Моисей) сказал евреям: «И пройдет Господь, чтобы нанести удар по Египту, и увидит кровь на перекладине двери и на двух косяках, и пройдет мимо двери, и не даст Губителю войти и нанести удар». Слово «губитель» (Машхит) здесь следует понимать как одну из божественных функций, то есть, смерть первенцам нес сам Бог.

Почему же Господь, который в других местах Библии представлен как многомилостивый, здесь называет себя (или свое проявление) Губителем? Все дело в том, что это отголосок древних языческих времен и обрядов, и изначально ритуал нанесения крови, вероятно, был связан с защитой от зла, коим иудейский и христианский Бог не является», — рассказывает «Газете.Ru» Анна Шмаина-Великанова, профессор Центра изучения религий РГГУ, специалист по Библии и раннему иудаизму.

Защита от зла

Светские религиоведы считают, что иудаизм не сразу появился в том виде, в котором стал известен в римские времена. Он вобрал в себя множество легенд, традиций и культов семитских племен: например, легенда о Всемирном потопе встречается и в шумерских, и в аккадских, и в вавилонских текстах. Сам Яхве в древнейшие времена, скорее всего, был богом бури и войны, и лишь затем трансформировался в единственно существующее всеблагое божество, создателя Вселенной и человечества. Но кровь жертвенного животного должна была защитить вовсе не от семитского аналога Зевса и Тора.

Согласно наиболее распространенной теории, Песах в нынешнем виде появился в результате сложения двух языческих весенних праздников, один из которых был распространен у скотоводов, а другой — у земледельцев. Песах отмечают в первое полнолуние после весеннего равноденствия — это время приплода рогатого скота, а так же пора для скотоводов искать новое пастбище для летнего периода.

Чтобы обеспечить защиту от злых сущностей (демона-губителя), скотоводы приносили в это ключевое время года жертву и использовали ее кровь для создания символической защиты. Ею либо мазали вход в шатер, либо отмечали стадо.

«Идея принесения жертвы для защиты от зла очень древняя. Некто, например, смерть, приходит меня забрать. Вместо себя я приношу ей в жертву животное и при помощи крови демонстрирую, что я эту жертву принес, — и смерть меня не тронет», — поясняет ученая.

Земледельческая часть традиции имеет другую подоплеку. В наши дни для нерелигиозных людей выбор между квасным и пресным хлебом — вопрос сугубо кулинарный, и лежат они на соседних полках в супермаркете. Однако для людей, которые выращивали зерно сами, пекли хлеб дома и ничего не знали о научной стороне брожения, все выглядело иначе.

Маца ручного изготовления

Albany Times Union/Hearst Newspapers/Getty Images

«Древних людей завораживало существование неквашенного, неменяющегося, бессмертного хлеба. Обычная булка портится за несколько дней, а маца может храниться и год. Квасное тесто появляется в результате непостижимой для древних людей трансформации, маца очень первична — в ней лишь вода и мука. В книге Исхода есть рассказ о манне небесной, — хлебе, посылаемом Богом подобно дождю, с неба, и некоторые псалмы сопоставляют манну с пресным хлебом. Связь хлеба и дождя очевидна любым традиционным земледельцам независимо от культуры.

Получается, что пресный хлеб достается людям как небесный дар и при том вечен, не подвержен изменениям. Древние люди видели в этом глубокий символический смысл», — считает библеист.

В католической церкви для причастия используют особый пресный хлеб, гостию, которая своим простым составом и отсутствием закваски символизирует чистоту и непорочность Христа. Православные для причастия используют квасную просфору, поскольку считают ее более «живой», а не сухой и пресной. Таким образом, выбор между сортами хлеба раньше не был сугубо вопросом кулинарии. Но зачем весной вообще проводить какие-то ритуалы с хлебом?

Песах отмечается во время еврейского месяца нисана, который приходится на март-апрель, когда в Израиле заканчивается сезон дождей. Если дожди продлятся, урожай погибнет и будет голод. Таким образом, принесение в жертву хлеба, вероятно, считалось необходимым для получения нового урожая.

«Слово жертва как в иврите, так и в русском имеет не одно значение. Можно пожертвовать деньги сироте, а можно пожертвовать походом в кино ради ухода за ребенком. Христианский пост или монашеская аскеза также многими понимаются как жертвоприношение. Таким образом, временный отказ от квасного, от хлеба богатого, в пользу хлеба нищеты — это тоже жертва, чтобы сезон дождей закончился вовремя», — говорит Шмаина-Великанова.

Другие исследователи видят в традиции весеннего праздника мацы (второе название Песаха) утилитарные корни. Само название «нисан» обозначает «первые плоды», и в это время начинал созревать ячмень. Тесто из него при брожении практически не поднимается, и он при использовании древних технологий остается твердой лепешкой. Вдобавок, в те времена не было дрожжей, а для выпечки использовали закваску, которая представляла собой старое забродившее тесто предыдущего замеса. Поскольку к весне запасы с прошлого урожая зачастую истощались, старого теста могло просто не быть, и первый выпеченный хлеб в году был обречен быть пресным. Необходимость со временем могла превратиться в ритуал и традицию.

«Кость Его да не сокрушится»

Некоторые исследователи ставят под сомнение теорию объединения двух праздников в один. Последние археологические данные говорят в пользу того, что прото-еврейские скотоводы и земледельцы испокон веков, как минимум с 2500 годов до н.э., жили как тесно связанное сообщество, и потому отдельных праздников у них быть не могло.

Согласно новой теории, Песах с самого начала был связан с земледелием и попыткой прекратить дожди. Связь мацы и дождя понять можно, но принесение в жертву животных не имеет прямого отношения к погоде.

Ответ помогла найти расшифровка текстов древнего города Угарит. Он находился на территории современного побережья Сирии и был разрушен примерно в 1200 году до н.э. в ходе землетрясения и нашествия «народов моря» (варваров). Город был уничтожен, но культура его жителей — семитов — оказала огромное влияние на весь регион и библейскую традицию.

Л. Альма-Тадема. «Смерть первенца фараона (Исх. 12:29)». 1872

В одном из угаритских текстов, языком, похожим на иврит, рассказывается о мифе, который объясняет природу начала и конца сезона дождей. Богом дождя считался Ваал (Баал-Хаддад), упоминаемый в Библии чуть ли не как конкурент Яхве. Каждую весну ханааский бог Муту убивает Ваала, лето тот проводит в небытии, но каждую осень возрождается вновь. В древнем стихе Муту говорит: «Это я противостоял могущественнейшему Ваалу, я тот, кто сделал его ягненком в провале моего горла».

Сравнение убийства Ваала с поеданием скота может быть ключом к пониманию происхождения Песаха. В этом случае прото-евреи символически воссоздавали убийство Ваала, надеясь, что это поможет поскорее остановить дожди.

Это может объяснить и предписание Бога о том, как готовить и есть жертвенного ягненка: «не оставляйте от него до утра и кости его не сокрушайте». Это требование стало пророчеством в христианстве: последней жертвой на Песах считается сам Иисус, и ему единственному из всех распятых в тот день не перерубили голени. «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится», — говорится в Евангелии от Иоанна.

Вероятно, повреждение костей Ваала могло помешать ему возродиться осенью, когда дожди снова потребуются. Представление о важности сохранения тела для вечной жизни характерно для многих народов и религий, начиная от древних египтян и заканчивая, собственно, христианством (в рамках него никакой способ погребения не может лишить человека воскрешения, но с символической точки зрения оптимальным считается захоронение в земле). Логично предположить, что похожие представления были и у предков иудеев.

Что думаешь?
Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»