Кольца не видно: чем объясняется жесткий приговор экс-главе «Автодора»
Сергей Кельбах получил 12 лет за злоупотребления при строительстве ЦКАД
Тверской суд Москвы вынес приговор бывшему председателю правления госкомпании «Автодор» Сергею Кельбаху — 12 лет колонии общего режима. Его признали виновным в злоупотреблении должностными полномочиями — по данным обвинения, он трижды незаконно одобрял выплаты подрядчикам по госконтрактам при строительстве Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Подмосковье. Ущерб от этих действий следствие оценило более чем в 2 млрд рублей. А само строительство растянулось почти на 10 лет. Недобросовестные подрядчики наработали множество схем вывода денежных средств из крупных инфраструктурных проектов, так как их крайне сложно проверять, отмечают эксперты. Этим, по их мнению, и объясняется строгий приговор Кельбаху — чтобы предостеречь других подрядчиков от расхищения бюджетных средств.
Нарушения при строительстве
В октябре 2018 года Владимир Путин распорядился проверить контракты на строительство Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье. Ее строительство к тому моменту должно было завершиться, но в реальности сдача объекта неоднократно переносились, а смета выросла с 299,8 млрд до 315,8 млрд рублей.
«Генпрокуратуре, Следственному комитету и Счетной палате РФ провести проверку соблюдения интересов РФ при заключении и выполнении госконтрактов и обоснованности увеличения стоимости строительства ЦКАД», — говорилось в перечне поручений президента России.
В 2019 году премьер-министр Дмитрий Медведев уволил Сергея Кельбаха с поста главы госкомпании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), которая курировала эту грандиозную стройку. Тогда сообщалось, что увольнение произошло по просьбе самого чиновника. В том же году Юрий Чайка, занимавший тогда пост генпрокурора России, заявил, что против руководства госкомпании возбудили уголовное дело из-за масштабных нарушений при строительстве ЦКАД. Но задержали Кельбха только в октябре 2021 года. Тогда же его отправили под домашний арест.
— Большой объем нарушений выявлен в ходе проверки реализации инфраструктурного проекта «Центральная кольцевая автомобильная дорога» в Московской области, — заявил тогда генеральный прокурор.
По данным следствия, еще в 2015 году Сергей Кельбах одобрил незаконную выплату комиссии за банковскую гарантию в размере 3,9 млн рублей компании «Кольцевая магистраль». Эта фирма была подрядчиком по строительству пускового комплекса № 5 ЦКАД.
В 2017-м Кельбах предоставил дополнительный аванс в 2 млрд рублей компании «Крокус Интернешнл» — подрядчику при строительстве пускового комплекса № 1. И в том же году незаконно принял и оплатил компании «Союздорпроект» работы по разработке документации по планировке территории строительства пускового комплекса № 2 ЦКАД на сумму 132,6 млн рублей.
Все нарушения относились к небольшому участку кольца длиной немногим более 50 км — от трассы М-4 «Дон» до трассы А-107 (Москвоское малое кольцо), а также к пусковому комплексу от Калужского шоссе до М-10 «Россия».
Первые работы по строительству ЦКАД начались в 2011 году, а открытие заключительного участка кольца состоялось лишь в июле 2021 года.
Множество схем
Судебный процесс над чиновником начался в Тверском суде в мае 2022 года. Свою вину в злоупотреблении должностными полномочиями Сергей Кельбах не признал, указав на одном из судебных заседаний, что растрат не совершал.
В ходе прений сторон государственное обвинение просило назначить ему 14 лет колонии общего режима, но суд установил срок наказания в 12 лет. Кельбах будет отбывать его в колонии общего режима.
Также экс-главе «Автодора» запретили занимать должности в органах власти на три года. По иску Минтранса, признанного потерпевшей стороной по уголовному делу, суд обязал Кельбаха в качестве возмещения материального ущерба выплатить почти 2 млрд рублей. Осужденного взяли под стражу в зале суда.
Бывший следователь прокуратуры, адвокат Вадим Багатурия пояснил, что строгий приговор укладывается в судебную практику. Максимальная санкция по вменяемой Кельбаху статье — 15 лет.
— Такое суровое наказание должно создать прецедент, после которого будущие строители должны задуматься, прежде чем повторять за фигурантом, — сказал он.
Такие крупные строительные объекты, как федеральные трассы, крайне сложно проверять на соблюдение всех строительных технологий, так как необходимо изучать данные по каждому участку, отметил Вадим Багатурия.
— Поэтому компании-строители прекрасно понимают, где они могут сделать по уму, поскольку там будут проверять точно, а где схалтурить. Таким образом деньги и выводятся из бюджета, — рассказал он о распространенных схемах мошенничества в ходе строительства.
Юрист ООО «Департамент правовых услуг» Эрнест Багдасарян отметил, что следователи в таких случаях особенно придирчиво изучают работы, которые не фигурировали в федеральных целевых программах.
— Такие схемы могут использоваться для выведения средств через сторонние компании, что позволяет совершать хищение денежных средств, — сказал он. — В то же время свобода подрядчика в части выбора материалов, способа застройки или других критериев в течение всего периода выполнения работ позволяет скрыть невостребованные денежные средства.
По его словам, могут возникать и ситуации, когда подрядчик умышленно скрывает часть бюджета, а после сообщает о нехватке средств для осуществления работ.