Стакан прохлады. Эксперт рассказал, хватит ли этим летом газировок и соков
В летний зной иногда самой большой ценностью становится запотевший стаканчик с прохладительным напитком. Но многие иностранные производители ушли с нашего рынка. Хватит ли россиянам этим летом соков, морсов, газировок и просто воды и как будут меняться цены, в интервью для aif.ru рассказал президент Союза производителей соков, воды и напитков (СОЮЗНАПИТКИ) Максим Новиков.
Евгений Никтовенко, aif.ru: — Максим Николаевич, с приходом летней жары спрос на прохладительные напитки вырос?
Максим Новиков: — Безусловно, летний сезон крайне важен для индустрии напитков, потребление соковой продукции, упакованной воды и безалкогольных напитков в это время резко возрастает. Производители заранее планируют летний сезон и делают запасы продукции, чтобы даже в условиях повышенного спроса напитки всегда были в наличии на полках магазинов.
— Чем именно россияне предпочитают утолять жажду?
— Наибольшим спросом пользуются безалкогольные напитки и упакованная вода. Соковая продукция дороже, поэтому спрос на нее не такой высокий. Кроме того, напоминаю, что соковая продукция является жидким пищевым продуктом, а не напитком, и не стоит утолять жажду соком. Нектары, морсы и соки полезны, однако употреблять их нужно в разумных количествах. Диетологи рекомендуют в качестве здоровой привычки выпивать 1 стакан сока в день.
Шанс для своих
— Смогут ли отечественные производители удовлетворить спрос после ухода иностранцев?
— Конечно. Усиление российских игроков на фоне ухода известных международных брендов стало основным драйвером развития индустрии напитков в 2023 году. Темпы продаж ключевых марок российских газировок взлетели на 156% в натуральном выражении, в то же время динамика зарубежных игроков составила — 44% год к году.
Стоит отметить возросший интерес к небольшим производителям, продукция которых часто не выходит за границы региона или федерального округа. Это шанс для малого и среднего бизнеса расширить географию продаж, выйти на федеральный рынок с новым уникальным продуктом. Именно небольшие производители показывают высокий, до 35%, рост продаж.
Отечественные производители соковой продукции, упакованной воды и безалкогольных напитков могут не только полностью удовлетворить потребности россиян, но и уверенно развивают экспортное направление.
— Что и куда мы экспортируем?
— Традиционно основную долю экспортных поставок соков, воды и напитков занимают страны ЕАЭС, в первую очередь Казахстан и Белоруссия. Однако в последние годы российские производители активно развивают новые направления — Китай, Индия, рынки стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Одним из перспективных вариантов могут стать поставки российской минеральной воды на рынок Китая.
Кроме того, отдельные поставки морсов из северных ягод уже начались и в Китай, и в Турцию, это направление будет активно развиваться и дальше.
— С развитием экспорта цены на внутреннем рынке не вырастут?
— Производитель не заинтересован в резком увеличении стоимости напитков, потому что рост цен всегда приводит к снижению объемов продаж. В целом изменение стоимости прохладительных напитков идет в общем диапазоне инфляции, и оно не отличается от процессов в других категориях пищевых продуктов.
Качество и количество
— Год назад ввели акциз на безалкогольные сахаросодержащие напитки — какие результаты?
— Есть разные точки зрения, является ли акциз на сахаросодержащие безалкогольные напитки эффективным инструментом в борьбе с ожирением, но с момента введения акциза в России наметился явный тренд на снижение содержания сахара в безалкогольных напитках.
— Сахарозаменители не опасны для здоровья потребителей?
— Большинство сахарозаменителей, в том числе аспартам, использующийся при производстве безалкогольных напитков, максимально подробно изучены и полностью безопасны.
— С качеством понятно, а ассортимент расширится? Можно ожидать новинок?
— Индустрия напитков переживает сейчас этап серьезной трансформации, поэтому в ближайшее время на рынке будут активно появляться новинки. Ассортимент безалкогольных газированных напитков в 2023 году уже вырос по сравнению с 2022 годом на 17%, на прилавках магазинов появилось множество новых брендов и вкусов. Но процесс трансформации рынка еще не завершен, покупателей еще будет чем удивить.
— Какое место на рынке прохладительных напитков занимает национальный квас? Насколько он популярен?
— Квас занимает важное место в ассортименте, это один из самых известных русских напитков. В последние годы на рынке появилось довольно большое количество небольших компаний, которые занимаются производством кваса и активно экспериментируют с различными традиционными рецептами. Это важный тренд, который подчеркивает запрос потребителей на расширение вкусовой палитры квасов. К примеру, в последние годы на прилавках все чаще можно встретить, помимо темного кваса, и белый.
Однако пока что в натуральном выражении квас проигрывает по динамике продаж таким категориям, как безалкогольные напитки, соковая продукция и упакованная вода.
— В чем разница между соками и сокосодержащими напитками, можно ли без опаски употреблять и те и другие?
— Соковую продукцию на российском рынке можно употреблять без опаски. Наши исследования показывают, что более 95% этих напитков в России соответствует требованиям качества. Различия в составе. В продукт под названием «сок» входит исключительно сок фрукта или овоща и ничего более.
Остальные категории могут содержать воду и сахар. Например, в нектаре должно быть не меньше 20-50% сока, в морсе — не меньше 15%, в сокосодержащем напитке — не менее 10% (а если он из лимона или лайма, то не меньше 5%). Во всех подобных напитках содержатся полезные вещества, но в разных пропорциях.
По материалам: aif.ru