Когда без пилота лучше. В России меняются цели для применения дронов
Главным двигателем экономики будущего станут дроны, они удобны, выгодны, могут выполнять самые разные работы и в прямом смысле слова не просить хлеба, сообщили aif.ru опрошенные эксперты.
Строительство, картография, лесное и сельское хозяйство — везде беспилотный летательный аппарат со временем станет эффективнее современного транспорта и оборудования, перечислили они. Даже работы по спасению человеческих жизней скоро доверят операторам дронов. Правда, чтобы эта футуристичная картина стала реальностью, на первых порах необходима будет помощь государства, предупреждают эксперты.
Есть куда расти
«После завершения СВО ожидается широкое использование беспилотных систем в гражданской сфере, — отметил генеральный директор Ассоциации индустрии беспилотных авиационных систем Эдуард Багдасарян. — Из-за событий последних лет спрос на дроны значительно вырос, но экономическая целесообразность их широкого применения пока под вопросом. Это связано с высокими затратами и аварийными рисками их эксплуатации».
Если говорить о военной сфере, пояснил эксперт, то там все происходит по четко оборонному заказу, подкрепленному «длинным» бюджетным рублем. «На гражданке» компании приобретают необходимое оборудование за свой счет и только в соответствии со своими, порой небольшими возможностями. Задача правительства, считает эксперт, через увеличение производства создать устойчивый спрос у бизнеса на беспилотные системы и услуги их операторов.
Багдасарян отметил, что локализация производства беспилотников в России, по разным оценкам, не превышает 30% от используемых в них запчастей, лучше всего дела обстоят с тяжелыми аппаратами самолетного типа, в некоторых образцах количество российских деталей превышает 90%. Тяжелыми считаются дроны, полезная нагрузка которых превышает 30 кг, которые они могут перевезти на расстояние в 700 км. Разработкой и выпуском отечественных критически важных запчастей еще только предстоит заняться, уверен эксперт.
«Администрации территориальных образований, особенно сельских и пригородных, используют беспилотники для мониторинга и контроля, например при выявлении незаконных построек, — рассказал Багдасарян. — Государство должно активно выделять средства на развитие беспилотных систем, что стимулирует экономическое развитие и решает спорные вопросы вокруг применения беспилотников».
Запуск новой отрасли экономики
Беспилотные системы позволяют контролировать состояние промышленных объектов, линий электропередачи и трубопроводов, вести мониторинг состояния лесов, водоемов и мусорных полигонов для своевременного предотвращения чрезвычайных ситуаций. Увеличение использования беспилотников во всех секторах экономики, по словам премьер-министра Михаила Мишустина, суть реализуемого с января 2024 года нацпроекта «Беспилотные авиационные системы».
«Беспилотные аппараты используются для решения самого разного комплекса задач в труднодоступных регионах, — отметил Мишустин. — К концу десятилетия количество беспилотной техники, произведенной в России, должно вырасти более чем в пять раз. В результате должна сформироваться новая отрасль, которая должна открыть дополнительные возможности для бизнеса и общества».
По оценкам Ростелекома, российский рынок гражданских беспилотных систем составляет всего 8 млрд руб. с перспективой роста на конец 2024 года до 14 млрд руб. Российские разработки занимают только 3% мирового рынка, 80% которого принадлежит Китаю. Вместе с тем цель России к 2030 году — выпускать 100 тыс. беспилотников в месяц и подготовить более миллиона операторов дронов, спрос на услуги которых не упадет и после окончания СВО.
«Орлан» предупредит
Предотвращение лесных пожаров и мониторинг окружающей среды в труднодоступных местностях становятся одной из главных сфер применения беспилотных аппаратов, отметил координатор экспертного совета проектного офиса развития Арктики, доцент ИОН РАНХиГС Александр Воротников. По его словам, в Якутию для нужд МЧС поставлены беспилотники Phantom-4 и «Орлан-10», которые используют для обнаружения очагов возгораний.
«Новейшие дроны обладают увеличенной дальностью полета, что важно для охвата больших территорий, особенно в сложных условиях Якутии, — пояснил Воротников. — Их системы навигации обеспечивают точное определение местоположения пожаров, делая их неоценимым средством разведки для огромных территорий тайги, в том числе для поиска и спасения заблудившихся».
Использование тяжелых беспилотников для воздушного мониторинга за состоянием лесов обходится значительно дешевле содержания вертолетного парка: стоимость «рабочей лошадки» — вертолета Ми-8 — превышает 250 млн руб., в свою очередь, Орлан-10 обходится бюджету в 10 млн руб. Стоимость летного часа дрона тоже намного ниже. Для аппаратов с высокой стоимостью существуют лизинговые схемы, в стоимость которых включат операторское сопровождение и обучение, что в случае с вертолетной техникой невозможно.
Эксперт уверен: использование таких сложных комплексов изменяет тактику борьбы с огнем. Подготовка к операции начинается еще до прибытия спасателей на место пожара благодаря данным о погоде и окружающей среде. Это позволяет эффективнее планировать действия: определять точки доступа к пламени, устанавливать контрольные точки и обеспечивать защиту объектов.
По материалам: aif.ru