Несите ваши денежки: продажи автомобилей в июле выросли на 42%
Российский авторынок встал на перепутье
По итогам июля продажи новых легковых автомобилей выросли на 42,4% по сравнению с июлем прошлого года. Кроме того, впервые с середины весны авторынок показывает положительную динамику по отношению к предыдущим месяцам. Покупатели стараются приобрести машины до их подорожания, поэтому нынешний рост — явление кратковременное, и в скором времени возможно серьезное падение числа проданных автомобилей, считают эксперты. Подробности — в материале «Известий».
Положительная динамика
За прошлый месяц в России был продан 136 221 новый легковой автомобиль, что на 42,4% больше, чем в июле прошлого года, и на 9,5% лучше результатов июня этого года. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат», основываясь на количестве выданных ЭПТС.
Впервые с середины весны продажи автомобилей по соотношению «месяц к месяцу» пошли вверх: прежде динамика была отрицательной на уровне 6–7% ежемесячно. Как отметил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов, с января по март продажи новых автомобилей ежемесячно росли, однако с апреля объемы реализации машин начали снижаться. В прошлом месяце кривая продаж снова пошла вверх, но июльский результат пока не дотягивает до апрельских (137 тыс. шт.) и мартовских (146,5 тыс. шт.) показателей.
Сергей Удалов также отметил, что в июле на отметке 61% стабилизировалась доля, которую на российском рынке занимают китайские автопроизводители, — за год она выросла примерно на 10%. При этом практически все автомобильные бренды массового сегмента показали рост продаж по сравнению с показателями прошлого июля. В то же время у «Москвича», JAC и Toyota отмечается снижение результатов: на 17,9, 28,2 и 47,7% соответственно.
В премиальном сегменте китайские бренды по итогам июля занимают уже 81%. У таких марок, как Hongqi, Lixiang, Aito, Zeekr, по сравнению с прошлым июлем отмечается рост продаж в 3–6 раз. Однако возможная блокировка неофициально поставляемых автомобилей Zeekr может заметно сказаться на позиции бренда в России, считает исполнительный директор «Автостата».
Что покупают россияне
Лидером по количеству проданных автомобилей остается АвтоВАЗ: модели Lada в июле разошлись тиражом 35 619 штук. Рубеж в 10 тыс. проданных автомобилей удалось преодолеть еще четырем маркам: Haval (второе место) закончил июль с результатом 16 671 проданный автомобиль; Chery (третья строчка) реализовала 14 228 автомобилей; Geely (13 098 штук) расположилась на четвертом месте, а Changan, продавший в прошлом месяце 11 403 машин, — на пятом. В десятку наиболее популярных брендов также вошли Omoda (5299 авто), Belgee (3716 экз.), Jetour (3539 штук), Exeed (3500 авто) и Jaecoo (2498 машин).
В личном зачете первенство удерживает «Гранта»: в июле их было продано 18 164 штуки. Следом идет Lada Vesta с результатом 9761 автомобиль. Третье место и звание самой популярной интересной модели сохранил за собой Haval Jolion (8292 кроссовера). Четвертую и пятую ступени заняли две модели Chery: Tiggo 7 Pro Max (6093 шт.) и Tiggo 4 Pro (4917 машин). Changan CS55 Plus стал пятым (4597 авто), Geely Monjaro (3853 экз.) — шестым. На седьмом месте — Omoda C5 (3844 машины), завершают первую десятку Lada Niva Travel (3756 штук) и Belgee X50 (3646 кроссоверов).
«Ключ» к росту
Примечательно, что в начале июля динамика продаж автомобилей мало отличалась от июньской. Однако в конце июля рынок заметно пошел вверх — последняя неделя (частично пришлась на август) стала рекордной по продажам за последние четыре месяца. Рост интереса покупателей к новым машинам начался после опубликования предполагаемых размеров повышения утилизационного сбора и усилился после решения Центробанка в очередной раз увеличить ключевую ставку, сообщают дилеры.
— И в июле, и в настоящий момент мы наблюдаем повышенный интерес клиентов, подогретый новостями о повышении ключевой ставки ЦБ и ожиданием роста утильсбора. Динамика продаж стабильна, покупатели торопятся совершить сделку в ближайшее время, — рассказал «Известиям» директор розничных продаж АГ «Авилон» Илья Петров.
На автомобильном рынке начинается очередной виток ажиотажа, связанный с грядущим повышением утильсбора, который неизбежно приведет к росту цен на машины, повышением ключевой ставки, сделавшей автокредиты еще дороже, а также вполне реальной перспективой ее дальнейшего увеличения в сентябре, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
— Люди прекрасно осознают, что и без того дорогие машины скоро станут еще дороже, а высокие ставки автокредитов — еще выше. Такая перспектива сейчас склоняет тех, кто до недавнего времени сомневался в необходимости приобретения автомобиля, всё же купить его сейчас. Даже на дорогие заемные средства, — отметил он в разговоре с «Известиями».
Слова эксперта подтверждаются данными «Автостата». Если в июне по сравнению с маем число одобренных автокредитов снизилось на 18%, то в июле рынок автокредитования отыграл назад те же самые 18%.
По словам генерального директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, сейчас внешние регуляторные факторы в виде грядущего повышения утилизационного собора и рост ключевой ставки оказывают гораздо большее влияние на авторынок, чем чисто экономические составляющие.
Туманные перспективы
Нынешний рост продаж новых автомобилей — явление кратковременное, считают опрошенные «Известиями» эксперты. В ближайшей перспективе рынок ждет существенный спад, полагают они. По прогнозу директора розничных продаж АГ «Авилон» Ильи Петрова, снижение продаж возможно уже в сентябре на фоне роста ключевой ставки, утильсбора и ужесточения требований к заемщикам. А подорожание машин может наступить еще раньше, считает эксперт.
— Мы ожидаем поступательный рост цен на новые автомобили уже в августе до вступления новых ставок по утильсбору, — заявил он «Известиям».
Осенью рынок может столкнуться с ситуацией, когда большинство потенциальных покупателей уже определятся со своим выбором и всё же приобретут машину, считает автоэксперт, партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. В этом случае продажи новых машин заметно «просядут», отмечает он.
— Думаю, что о показателе в 1,5 млн проданных машин по итогам года можно забыть. Скорее всего, речь будет идти примерно о 1,3 млн автомобилей, — полагает Игорь Моржаретто.
В самом агентстве этот скепсис не разделяют и дают рынку более радужные прогнозы. По мнению генерального директора «Автостата», базовый прогноз в 1,5 млн автомобилей за 2024 год вполне реален и даже в случае возможного снижения объемов продаж осенью рынок вполне может достичь этого результата.