История

Чтоб ЯК так жил. О чём мечтал легендарный конструктор Александр Яковлев

Авиаконструктор, академик, генерал-полковник авиации Александр Яковлев, 1971 год

35 лет назад, 22 августа 1989 года, ушёл из жизни легендарный конструктор Александр Яковлев, создатель истребителей, бомбардировщиков, пассажирских лайнеров и вертолётов.

Всего в СССР было выпущено 70 тыс. «Яков». Среди них — Як-40, первый отечественный самолёт, сертифицированный по между­народным стандартам. Он по­ставлялся в авиакомпании 19 стран.

Первым делом… кровати

Впервые за рубежом о конструкторе заговорили ещё в ­1934-м, когда спортивный самолёт Яковлева АИР-9 представили на Парижской международной выставке как один из лучших образцов авиационной техники СССР. При этом его КБ в те годы ютилось в помещении кроватной мастер­ской, начальник которой писал на Яковлева кляузы, указывая, что спрос трудящихся на кровати растёт, а «площадя ему обрезали». Чувствуя, что может лишиться и этого «угла», 29-летний конструктор отправился к знакомому журналисту из «Правды», чтобы тот помог ему стать директором мастерской, иначе весь его коллектив окажется на улице. Сработало. Лучших рабочих-кроватчиков он быстро переквалифицировал в самолётостроителей. А мастерская по адресу: Москва, Ленинградский проспект, д. 68, так и осталась единственным адресом его КБ, только территория её за 90 лет разрослась.

Его всегда отличало феноменальное упорство в достижении цели. В старших классах организовал кружок, где сам построил планер

АВФ-10, который в небо поднял профессио­нальный лётчик. Поняв, что из-за графы «происхождение» (отец до революции служил начальником транспортного отдела в неф­тяной фирме «Товарищество братьев Нобель») не сможет поступить в Академию им. Жуковского — единственное на тот момент учебное заведение в СССР, где готовили авиаконструкторов, — пошёл работать на завод. Потом мотористом в авиационную группу. И на четвёртый год его всё же приняли в академию. Окончил её в 1931-м «по высшему разряду».

Пригласил не на свидание, а в КБ

Уже в следующем году он создал спортивный самолёт АИР-7, летавший со скоростью 325 км/ч, что было мировым рекордом. Дальше рекорды «Яков» посыпались как из рога изобилия. Он и с будущей женой познакомился благодаря очередному рекорду, на этот раз женскому: в 1937-м лётчица Екатерина Медникова поднялась на АИР-9 на высоту 6518 м. Александр был сражён улыбкой Кати и в тот же день пригласил её… Нет, не на свидание — работать лётчиком-­испытателем в своё КБ.

С началом войны конструктор, у которого недавно родился сын, перестал появляться дома, мотаясь по командировкам: истребитель Як-1, созданный в 1940 году и выпущенный за время войны в количестве 40 тыс., строился сразу на 15 заводах в разных концах страны. Его «Як» выбрали и французские лётчики, прилетевшие в ­1942-м в СССР для формирования эскадрильи «Нормандия — Неман».

«Эта машина была настоящим сокровищем для военного времени. Всё гениальное — просто. Так было и тут: и ремонт, и управление. Знаю по рассказам отца, как асы любили эти истребители, которые можно было посадить в любом месте. Пилоты говорили: на них летаешь с удовольствием, без напряжения, — вспоминает кандидат исторических наук, и. о. зав. научно-методическим отделом Музея Победы Валерий Куличков. — В конце 1942 года был выпущен модифицированный истребитель Як-9, в котором деревянные лонжероны крыла заменили на металлические, что позволило скинуть 150 кг веса. Машина была вооружена пушкой и двумя пулемётами. Самолёт был манёвренный, с отличными пилотажными качествами и устойчив в управлении. Неслучайно большинство советских лётчиков-истребителей, которые стали дважды Героями Советского Союза, сражались именно на «Яках».

«Не переставать мечтать»

Истребителю Як-9 в 1968 году посвятил песню Владимир Высоцкий. А Яковлев к этому времени уже разработал первые советские реактивные истребители и сверхзвуковые разведчики, вставшие на охрану самой протяжённой в мире границы. Он же стал автором пассажир­ского Як-40 — первого самолёта в СССР, сертифицированного по западным нормам лётной годности. Свой первый рейс он совершил по маршруту Москва — Кострома. А вскоре стал «рабочей лошадкой» авиации по всей стране. Благодаря способности совершать взлёт с полосы длиной всего 400 метров самолёт мог взлетать даже с высокогорных аэродромов. По­этому его использовали на авиалиниях Таджикистана. К 1972 году Як-40 налетали более 150 млн километров и перевезли 7 млн пассажиров.

Ещё раньше, в 1964 году, совершил первый полёт Як-36 с вертикальным взлётом и посадкой — тогда на повестке дня стояла разработка палубных самолётов, которые и взлетают, и садятся на борт тяжёлых авианесущих крейсеров. Никто из коллег не хотел браться за эту задачу, а он рискнул — и вновь победил.

Всего под руководством Яковлева было создано порядка 200 типов самолётов, из которых 100 пошли в серию. А ещё скоростной поезд. В 1970-х годах ему поручили создать ж/д состав с реактивной тягой со скоростью 250 км/ч, чтобы он заменил «Аврору», курсирующую между Москвой и Ленинградом со скоростью 130 км/ч. Он снова справился. Но поезд в серию не пошёл. Выяснилось, что состав поднимает воздушную волну такой мощности, что она сметает людей с перрона. Требовалась реконструкция и станций, и путей. Проект решили притормозить, хотя вряд ли с ними согласился сам Александр Сергеевич. В своём последнем телеинтервью он завещал: «Надо не бояться трудностей и не переставать мечтать».

По материалам: aif.ru

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»