История

Гибель группы Бахирева. Как лавина в Хибинах изменила туризм в СССР

История гибели туристической группы Игоря Дятлова за годы ее обсуждения в прессе встала в один ряд с «загадкой Бермудской треугольника» и «предсказаниями Ванги».

Феномен, которого нет

Несмотря на то, что сам трагический случай изучен под микроскопом, и для специалистов никакой загадки не представляет, конспирологов это никак не останавливает.

Вся штука в том, что в свое время материалам о гибели Дятлова повезло (или не повезло) оказаться в руках журналистов, которые поняли, какие богатые возможности открывает сюжет о «секретной гибели студентов».

Между тем в том самом роковом для дятловцев 1959 году в СССР погибло 50 туристов. В 1960 году это число удвоилось, а в 1961-м достигло 200.

Никакой охоты на экстремалов в Советском Союзе никто не открывал. Просто на эти годы пришлась перестройка системы туризма в СССР. Прежняя организационная структура уже не справлялась с набирающим численность движением, что критически сказывалось на вопросах безопасности. И на этом «периоде великого перелома» случалось немало трагических историй, внешне очень похожих на гибель группы Дятлова.

«Молодым отважным»

На Царскосельском Казанском кладбище города Пушкина не может не привлечь внимания памятник с надписью «Молодым отважным». На рельефе камня изображены шесть фигур молодых лыжников, идущих вперед посреди снегов.

На камне также написано «Рудольфу Бахиреву, Галине Биктимировой, Дмитрию Ильину, Нине Макаровой, Григорию Соиспаеву, трагически погибшим 31.1.1961 в Заполярье».

Рядом с памятником расположены шесть могильных плит, под которыми туристы нашли последний приют.

Надо сказать, что на фоне скромного памятника дятловцам эта композиция смотрится куда величественнее. Однако об истории, произошедшей в 1961 году, сегодня вспоминают куда реже.

На рубеже 1950–1960-х годов советских студентов-туристов манил не только Урал. Жителей европейской части страны привлекали Хибины, расположенные на Кольском полуострове.

«Место паломничества» туристов

Туристические маршруты Хибин среди экстремалов не считались сложными и в те времена, не считаются они таковыми и сейчас. Однако это вовсе не означает, что в этих местах гарантирована абсолютная безопасность. Прохождение маршрутов требует выносливости, слаженности действий и внимательности.

Григорий Усыскин в «Очерках истории российского туризма» пишет о том периоде времени: «Район Кольского за эти годы стал буквально местом паломничества туристов. Сотни походных групп, тысячи путешественников со всей страны ежегодно, летом и зимой, пересекают из конца в конец этот замечательный край. Ленинградцам особенно близок и удобен Кольский для организации сложных походов. Кажется, невозможно найти в городе туриста-разрядника, который не побывал бы там хоть один раз. Именно поэтому у значительного числа участников и руководителей сложилось мнение, что Кольский полуостров почти то же, что и Карельский перешеек, ну разве только проезд стоит дороже».

Группа из ЛСХИ

После окончания зимней сессии 1961 года в Хибины отправилась группа туристов из Ленинградского сельскохозяйственного института. Возглавлял ее 23-летний Рудольф Бахирев, считавшийся опытным спортсменом.

Сын чекиста Бахирев имел за плечами работу на заводе и службу в армии. Он и стал инициатором лыжного похода.

Практически все, кто вошел в группу Бахирева, активно занимались различными видами спорта и имели разряды, причем у некоторых они были даже по нескольким дисциплинам.

Помимо имен, которые указаны на памятнике, в походе участвовал и еще один турист — 20-летний уроженец Риги Янис Граудонис попал в ЛСХИ, что называется, по разнарядке. За учебой латыша следил Совет министров Латвийской ССР, оказывавший ему материальную помощь при обучении. При этом Янис, по свидетельству тех, кто его знал, был парнем тихим и скромным, проявлявшим задатки большого ученого.

Маршрут группы Бахирева, как уже было сказано, опасным не считался, туристы имели хорошую подготовку, поэтому беспокойства никто не высказывал.

До спасения не хватило самой малости

Однако к контрольному времени группа маршрут не завершила. На фоне и без того плохой туристической статистики исчезновение ленинградцев вызвало резкую реакцию властей. На поиски подняли как милицию с военными, так и представителей различных структур Ленинграда.

Несмотря на задействованные силы, напасть на след удалось только через два месяца, когда стало ясно, что благополучного исхода не будет.

На финишной части маршрута под снегом были обнаружены тела Макаровой и Бахирева. Эксперты отметили, что командир группы боролся до конца, пробиваясь из-под толщи снега — Бахиреву до освобождения не хватило буквально 30 см.

Тела остальных членов группы удалось откопать только к лету 1961 года.

Поворот не туда

Уже упоминавшийся Усыскин писал о том, что случилось с группой Бахирева: «Окончательно выяснилось, что группа туристов торопилась скорее выйти в Мончегорск. Заканчивался контрольный срок. Не дойдя двух километров до истинного перевала Эбру-Чорр, повернула в ущелье, которое, подобно воронке, с трех сторон замыкалось крутыми заснеженными склонами. От движения цепочки людей массы снега двинулись, а затем обрушились вниз, давя и сметая все на своем пути».

Гибель группы Бахирева повлияла на историю отечественного туризма, как ни странно, сильнее, чем гибель группы Дятлова. По сути, именно она привела к решению ВЦСПС об упразднении секций туризма при добровольных советах Союза спортивных обществ и организаций. Вывод был сделан простой — нерадивые организаторы выпустили неподготовленную группу на сложный маршрут. Хотя, как уже было сказано, фактами это не подтверждается.

Легенда о ленинградцах на Урале

Плачевная статистика 1961 года убедила власти, что одними запретами делу не поможешь. В 1962 году вышло Постановление Президиума ВЦСПС от 20 июля 1962 года «О дальнейшем развитии туризма», которое заложило новую систему поддержки движения, благополучно и эффективно работавшую на протяжении десятилетий.

На создание монумента погибшим деньги собирали всем студенческим миром. К слову, около десяти лет назад усилиями общественников он также был отреставрирован.

Шесть могил объясняются тем, что Граудониса по желанию родственников похоронили в Латвии.

И последнее. История группы Бахирева в области «городских легенд» тоже связана с дятловцами. Дело в том, что после трагедии в Хибинах появился слух о ленинградских туристах, которые в 1961 году поставили себе задачу пройти маршрутом группы Дятлова, и их тоже погубило «проклятие Горы Мертвецов». Как видите, в этой легенде переврали чуть более, чем всё.

По материалам: aif.ru

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»