Тропой «Тора»: в России испытывается тяжелый бронированный колесный дрон
Пятитонная машина может доставлять различные грузы на передовой и охранять объекты
В России создана роботизированная колесная бронированная платформа «Тор». Она может перевозить по пересеченной местности полторы тонны груза — вооружение, боекомплект, припасы. Машина выдерживает попадание пуль и осколков. Как вариант, на ней может быть смонтирован крупнокалиберный пулемет, тогда она может охранять периметр военных или гражданских объектов. Эксперты считают, что «Тор» также сможет вести операции по поддержке пехоты, патрулированию местности и идти в атаку вместе с танками.
Какие задачи будет решать платформа
Специалисты МГТУ им. Баумана завершили разработку роботизированной колесной бронированной платформы «Тор». Как рассказал «Известиям» представитель университета, работы над ней начались два года назад. Сейчас аппарат проходит испытания, после чего должно быть принято решение о постановке его на опытную эксплуатацию.
Универсальная платформа весит 5 т. Служит для доставки различного специального оборудования, вооружения и военной техники. Машина бронированная, имеет четвертый класс защиты. Запас хода — 200 км. На борт она может принять до полутора тонн нагрузки.
— По существу, это мул, который дотащит до назначенной точки всё, что нужно. Если вокруг что-то начнет взрываться, в большинстве случаев он останется в живых, — рассказал «Известиям» представитель МГТУ им. Баумана.
Роботизированная колесная бронированная платформа «Тор»
Другой вариант применения — охрана объектов. На платформу может быть установлен боевой модуль с 12,7-миллиметровым пулеметом. Модуль оснащен технологией захвата и сопровождения цели, огонь может вестись в дистанционном режиме управления. Такая система может охранять периметр как военных, так и важных гражданских объектов.
Аппарат имеет гибридный привод — электродвигатель и дизель-генератор.
— «Тор» успешно испытан на пересеченной местности. У него независимая подвеска и очень большая тяга. Каждое колесо может развивать усилие 800–900 кг. Это позволяет машине преодолевать крутые подъемы, — рассказал представитель университета.
Мнение экспертов о платформе «Тор»
По экспертным оценкам, потенциал у разработки очень хороший.
— Запаса хода в 200 км достаточно, учитывая, что сейчас нет глубоких прорывов, когда за сутки бойцы проходят десятки километров, — объяснил военный эксперт Юрий Лямин. — То, что добавили защиту, тоже неплохо, ведь платформы, которые сейчас есть у наших ребят, зачастую не бронированные. Вопрос только к проходимости. И надо ее проверить в ходе боевых действий, потому что при проведении испытаний невозможно полностью имитировать реальные условия. Так, около линии боевого соприкосновения всё изрыто воронками от снарядов, что создает дополнительные сложности. Боевой модуль также может помочь отбиться от диверсантов, а если поставить хорошую оптику с камерой, можно будет отбиваться и от дронов. Но всё-таки это второстепенно, главное для него — это проходимость и сохранение связи при воздействии РЭБ.
Достаточно давно идут разговоры о том, что нужно создать боевые машины роботизированного типа, которые могли бы вести операции по поддержке пехоты, патрулирование местности и ходить в атаку вместе с танками, отметил военный эксперт Дмитрий Корнев.
— Для этого нужно учесть степень бронирования, боевые возможности модуля и ходовой части, — отметил он. — Степень защиты играет огромную роль. Если броня может выдерживать наезд на противопехотные мины, то значит, машина может быть аналогична танку. Поэтому наши Вооруженные силы заинтересованы в появлении такого аппарата. Но важно, чтобы создали программное обеспечение для управления платформой. 200 км — это, с одной стороны, не много, у бронетехники, как правило, запас хода 300–400 км. Так что для техники, которая может применяться для решения тактических задач на поле боя, это не так мало. А если рассматривать ее для охраны и обороны, то, скорее всего, большую часть времени будет стоять либо в засаде, либо в наблюдательной позиции. Поэтому тут точно хватит запаса хода.
Универсальный наземный беспилотник для передовой
Ранее «Известия» писали, что российские разработчики создали автономную мобильную платформу, способную выполнять самые разные задачи на линии боевого соприкосновения.
Ее можно использовать для доставки грузов, при развертывании полевого кабеля и сети ретрансляторов, а также в качестве дрона-камикадзе. В зависимости от обстановки аппарат может передвигаться как на колесах, так и на гусеницах — и то, и другое входит в комплект. Одна из особенностей дрона — дополнительный канал управления по оптоволокну, что делает машину устойчивой к воздействию средств радиоэлектронной борьбы.
Вес изделия — около 20 кг, при этом оно может перевозить до 40 кг. Это позволяет нести боеприпас, способный уничтожить опорный пункт противника или другую наземную цель. Еще одна из возможных задач платформы — разминирование.