Удал, но мал: трудоустройство после «Профессионалитета» оказалось проблемой
Минэкономразвития собирается сократить количество барьеров в законодательстве о занятости для молодежи и женщин
Министр экономического развития Максим Решетников заявил, что нужно снимать законодательные ограничения в трудовых отношениях, в том числе для женщин и молодежи. И если для женщин очень многие барьеры убрали за последние годы — список недоступных для них профессий сократился в несколько раз, — то молодые люди столкнулись с новыми в связи с появлением образовательной программы «Профессионалитет»: специалистами ребята становятся до наступления совершеннолетия, но на работу не могут выйти в силу возраста. Подробнее о том, какие барьеры существуют для женщин и молодежи на российском рынке труда и как их преодолевать, — в материале «Известий».
Гибкий кодекс
Максим Решетников сделал заявление в ходе правительственного часа на заседании Совета Федерации. Он говорил о необходимости «повышать гибкость трудовых отношений» и уточнил, что сейчас Минэкономразвития обсуждает с Минтрудом возможности снятия законодательных ограничений в этой сфере.
«Требуется расширить возможности для сверхурочной работы для бизнеса, который готов за это платить, снизить излишние ограничения по отдельным профессиям, в том числе те, которые сохраняются для женщин и для молодежи», — заявил Решетников.
Какие именно ограничения предлагается снять, он не уточнил. В Минэкономразвития не ответили на запрос «Известий» на момент публикации материала.
Заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков в беседе с «Известиями» выразил уверенность, что действующие ограничения на труд женщин и несовершеннолетних «невелики, разумны, сделаны на основании экспертной работы государства, бизнеса и профсоюзов». Он привел результаты социологического исследования ФНПР, согласно которому большая часть женщин уверена, что трудовые права прекрасного пола хорошо защищены законами и только 4% лично сталкивались с их нарушением.
Управляющий партнер адвокатского бюро г. Москвы «Матюнины и Партнеры» Олег Матюнин также считает, что действующий Трудовой кодекс «и так довольно гибкий».
— Например, запрет на работу в ночное время не является очень жестким. Он касается беременных женщин и несовершеннолетних работников, но даже в этом ограничении заложена возможность обхода в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами, — сказал он «Известиям». — Кроме того, при отсутствии медицинских противопоказаний и с письменного согласия на ночную работу могут отправляться женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов и т.д.
Категоричным он называет запрет на отзыв из отпуска — нельзя вызывать с отдыха несовершеннолетних работников и беременных женщин. Есть и еще ряд ограничений: например, установлены предельно допустимые нормы нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную для женщин и перечень производств, работ и должностей с вредными и опасными условиями труда.
Нужно ли снимать ограничения для женщин
Перечень опасных и тяжелых производств, где труд женщин ограничен из-за возможного вреда репродуктивному здоровью, установлен в статье 253 главы 41 Трудового кодекса РФ. Вице-президент «Опоры России», председатель комитета «Опоры России» по развитию женского предпринимательства Надия Черкасова замечает, что в 2021 году был существенно сокращен список запрещенных профессий: было 456 пунктов, а осталось только 100.
— Позже ввели еще ряд возможностей для женщин: убрали ограничения, например, по таким позициям, как водитель большегрузных автомобилей, сельскохозяйственной техники, больших фур, самосвалов, член речного и морского экипажа, авиационный механик, техник, инженер по обслуживанию самолетов и вертолетов, — рассказала она «Известиям».
Надия Черкасова рассказывает, что не так давно познакомилась с женщиной — штурманом атомного ледокола, такие профессии перестают быть исключительно мужскими.
— Однако, согласно нашему Индексу женской предпринимательской активности, мы видим, что одним из главных элементов мотивации для входа в бизнес и освоения новых профессий у женщин остается получение образования, — говорит Черкасова. — Востребованность образовательных программ очень высока: 57% наших респондентов отмечали, что им нужны новые программы, которые бы давали женщинам возможности осваивать новые профессии. В том числе связанные с рынком технологических профессий.
Кроме того, продолжает эксперт, женщинам нужны ролевые модели — пока далеко не все могут поверить в себя и выбирать профессию не исходя из часто надуманных ограничений, а учитывая имеющиеся возможности. Более того, по мере автоматизации традиционных мужских профессий женщинам будет открываться доступ и к ним, добавила она.
— Пересмотреть этот список можно будет только в том случае, если изменятся технологии производств. При этом на вспомогательных должностях женщины трудиться могут, — также отметила в беседе с «Известиям» эксперт Центра ИНСАП ИПЭИ Президентской академии Марина Лопатина.
Какие ограничения существуют для молодежи
Ситуация с молодыми людьми — более сложная. Приказ, по которому утверждены ограничения для молодежи, был выпущен почти 25 лет назад, но за четверть века очень сильно изменились условия труда и потребности молодых людей в самореализации, замечает член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Екатерина Стенякина.
— Первым шагом должно стать решение проблем молодых людей, которые обучаются по федеральному проекту «Профессионалитет» — сокращенной программе получения образования специалистами, востребованными на производствах, — сказала она «Известиям».
Проект дает возможность уменьшить стандартный срок обучения в рамках СПО. В результате складывается ситуация, когда молодой человек получает профессию в возрасте 17 лет, приходит на предприятие, а трудоустроиться не может даже учеником из-за ограничений по нахождению несовершеннолетнего в цеху.
— У нас в этой программе подготовки кадров задействованы очень крупные предприятия, такие как, например, «КамАЗ», — говорит Екатерина Стенякина. — Они вкладывают вместе с государством деньги в подготовку специалиста, но из-за ограничений потенциальные специалисты уходят в ритейл, в доставку — и растворяются на рынке труда. Считаю, если молодой человек получил профессию по программе «Профессионалитет», проходил на конкретном предприятии производственную практику, то после получения профессии было бы правильно разрешить его трудоустроить в качестве ученика с обязательным наставником.
С подобными проблемами сталкиваются не только промышленные предприятия. Гендиректор компании «Смартлидс» Алена Сидоренко рассказывает, как в компанию на собеседование приходили два 16-летних подростка на должность разработчика. Теоретических знаний для первого опыта работы в IT у них оказалось достаточно, но им отказали.
— Как быть с испытательным сроком и договором о материальной ответственности? — говорит собеседница «Известий». — Для лиц, не достигших совершеннолетия, испытание при приеме на работу не устанавливается, а соответствующий договор не подписывается. И тогда работодатель получает кота в мешке. Кроме того, подросткам нужна индивидуальная программа адаптации, желательно с психологической поддержкой. Для компании это дополнительные расходы.
Она считает, что на этом этапе поддержка от государства тоже могла бы стать стимулом для найма несовершеннолетних сотрудников.
Отметим, что в мае несколько депутатов Госдумы, в том числе Екатерина Стенякина, направляли письмо в адрес вице-премьеров российского правительства Татьяны Голиковой и Дмитрия Чернышенко. Они приводили данные, согласно которым в 2024 году обучение по «Профессионалитету» должны были закончить 918 несовершеннолетних. Число это будет только расти. Более того, проблема не только в проекте — в принципе за последние годы порядка 1,5% всех выпускников СПО были несовершеннолетними: 9650 человек в 2021 году, более 10 тыс. человек в 2022-м и 2023-м.
Депутаты предлагали организовать на площадках некоторых крупных предприятий пилотный проект по отработке механизма трудоустройства несовершеннолетних выпускников федерального проекта «Профессионалитет», а также внести изменения в законодательство для «контролируемого допуска несовершеннолетних на рабочие места с вредными условиями труда».
При этом Екатерина Стенякина подчеркивает, что речь идет только об этом смягчении: не предлагается допускать подростков к опасным работам на высоковольтных линиях или плавильных печах, не идет речи о снятии ограничений по работе в ночную смену и т.д. Просто очень важно дать возможность молодым людям трудоустроиться сразу после получения профессии.