Просто поговорить. Ученые советуют ЦБ объяснять свои шаги населению
Специалисты из Президентской академии провели анализ сообщений, которые Центробанк транслирует экспертному сообществу и населению. Наряду с возросшей открытостью регулятора отмечено, что не всем его месседжи понятны.
Каналы связи
Напомним, что основной инструмент Центрального банка России — это учетная ставка, то есть процент, под который он дает кредиты коммерческим банкам. Когда вы обратитесь в один из них за потребительским кредитом, сумма, которую вы вернете банку для его погашения, будет непосредственно зависеть от размеров учетной ставки ЦБ.
Филипп Картаев, эксперт Института прикладных экономических исследований Президентской академии, взялся проанализировать, как Центробанк общается с населением, в работе «Банку России следует шире использовать коммуникационные каналы, доступные домохозяйствам». Объектом исследования стали вопросы: какие каналы для этого использовать, как часто осуществлять коммуникацию, какую информацию раскрывать?
Брошки и ставки
У Центробанка есть несколько каналов общения с населением. Недавно, например, в Госдуме с докладом об основных направлениях государственной денежно-кредитной политики на 2025 г. выступила глава регулятора Эльвира Набиуллина.
В кругах журналистов, пишущих о финансовых вопросах, бытует мнение, что колебания учетной ставки можно предсказывать по брошкам, которые Эльвира Сахипзадовна надевает в день оглашения конкретной цифры. Но это, конечно же, из области конспирологии.
На самом деле, основным источником информации о деятельности ЦБ остаются его пресс-релизы. Они находятся в открытом доступе на сайте Центробанка, только вот писаны эти документы скорее для таких же профессионалов в области банковского дела.
«Пока ожидания экспертов начинают соответствовать целям Банка России, — сказано в исследовании, — однако ожидания домашних хозяйств все еще далеки от них. Это может быть связано с тем, что коммуникация ЦБ до сих пор не является понятной домашним хозяйствам».
Языковой барьер
Для примера приведем отрывок из пресс-релиза, посвященного последнему на сегодня увеличению учетной ставки: «На среднесрочном горизонте баланс рисков для инфляции по-прежнему существенно смещен в сторону проинфляционных. Основные риски связаны с сохранением высоких инфляционных ожиданий и отклонения российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста, а также с ухудшением условий внешней торговли».
Если вы все поняли, то вы наверняка один из тех экспертов, о которых сказано в исследовании Президентской академии. А если нет, вы тот, с кем в нем Центробанку советуют лучше коммуницировать.
Чтобы доказать это, ученые поставили эксперимент:
«Контрольная группа участников получала стандартные регулярные пресс-релизы Банка России, — пишет автор, — а экспериментальная группа получала упрощенные версии пресс-релизов. Это упрощение достигалось за счет замены специфической терминологии простыми словами, а также за счет сокращения длины и сложности предложений».
Для создания упрощенных текстов использовали искусственный интеллект.
Результаты оказались интересными. Если речь в релизах шла о смягчении монетарной политики, люди из обеих групп реагировали одинаково. Если же документы говорили об увеличении ключевой ставки, простая форма изложения приводила к тому, что инфляционные ожидания участников эксперимента снижались сильнее. «Таким образом, — сделали исследователи вывод, — упрощенная коммуникация помогает регулятору лучше доносить до неспециалистов свои сигналы, включая его решимость бороться с инфляцией».
Выводы и предложения
Какие же советы дает исследование Центробанку?
- Информационный канал регулятора может считаться самостоятельным способом воздействия на экономику. Прозрачная и своевременная коммуникация с общественностью делает денежно-кредитную политику более эффективной.
- Общение между Банком России и экспертным сообществом в последние годы постепенно улучшается. Это делает денежно-кредитную политику более предсказуемой.
- Упрощенная коммуникация поможет регулятору лучше доносить до неспециалистов свои сигналы.
- Важным направлением развития коммуникации российских денежных властей должно стать улучшение взаимодействия с неквалифицированными участниками рынка. Здесь можно рекомендовать регулятору дополнять формальные пресс-релизы, ориентированные на экспертов, более простыми текстами, понятными неспециалистам, а также расширять использование альтернативных каналов коммуникации помимо сайта Банка России.
Еще больше исследований на самые актуальные темы — в телеграм-канале Президентской академии @ranepa_science.
По материалам: aif.ru