Образование

Школьные олимпиады: выявляем одарённых детей или кормим репетиторов?

11-классник из Москвы Яромир Хрыкин (в центре) – абсолютный победитель Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту – 2024. Он набрал наибольшее количество баллов в финале, который проходил на базе МФТИ. Также 1-е место разделили ученики 11-х классов Артём Каштымов (Краснодарский край), Андрей Хлопотных (Санкт-Петербург), Артём Мазур (Москва). Всего в олимпиаде участвовали более 18 тыс. школьников.

Сегодня олимпиады — это возможность не только по­ступить вне конкурса в лучшие вузы, но и заработать. В зависимости от региона победители и призёры Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) могут получить по 50–500 тыс. и даже 1 млн рублей.

«Очистить систему от коррупции»

Для чего нужны школьные олимпиады и почему к ряду из них регулярно возникают претензии насчёт честности результатов?

Рассказывает директор НИИ по работе со школьниками, одарёнными в области точных, естественных наук и информатики, профессор РГПУ им. Герцена, руководитель матцентра, ученики которого каждый год становятся призёрами международной олимпиады, Сергей Рукшин:

— Олимпиады появились в нашей стране в тяжёлый момент. К 1930-м годам многие представители ­профессорской элиты, инженерно-конструкторские кадры, которые достались Советской России от дореволюционных времён, либо уже умерли, либо эмигрировали. Страна остро нуждалась в специалистах. В мае 1935 года, чествуя выпускников военных академий, Сталин произнёс речь, в которой была и ставшая крылатой фраза «Кадры решают всё». Тогда, в 1930-е, в Ленинграде и появились первые олимпиады, причём сначала именно по математике. Параллельно была придумана система работы с одарёнными школьниками. Победителей олимпиад по математике ориентировали на поступление в технические вузы. Эта система в течение многих десятилетий снабжала страну кадрами.

Сейчас мы испытываем острейший кризис с подготовкой технических кадров. А отъезд многих программистов, научной молодёжи только усилил дефицит. На стипендию аспиранта прожить невозможно. Молодые люди уезжают порой не от отсутствия патриотизма, а из желания достичь большего в своей области, получить доступ к современному оборудованию.

Как показала практика, после возвращения Крыма в состав России Запад не хочет продавать нам такое оборудование — всё это нужно делать самим. Для этого опять-таки нужны кадры. Олимпиады помогают эти будущие кадры искать, привлекать детей к занятиям, развивать их мышление и творческие способности. А также помогают в профессиональной ориентации.

Помимо Всероссийской олимпиады школьников, существуют десятки олимпиад, которые проводят сами вузы и которые дают льготы при поступлении в них. Именно к ним наибольшее количество претензий.

Зачастую вузовские преподаватели, составляющие вопросы для олимпиад, в качестве репетиторов за большие деньги занимаются подготовкой учеников к этим же олимпиадам. Хотелось бы очистить эту систему от коррупционных схем, ведь олимпиады играют важнейшую роль в привлечении в университеты способных абитуриентов. Нужно придумать, как бороться с нечестными составителями и организаторами.

«Придётся много заниматься»

С чего начать, если ребёнок хочет поучаствовать в олимпиадах, как к ним готовиться? Своим опытом делятся тренеры национальных сборных.

Профессор химического факультета и директор Университетской гимназии МГУ им. Ломоносова, национальный тренер по химии, председатель жюри Международной Менделеевской олимпиады по химии Александр Гладилин:

— В первую очередь, надо участвовать в олимпиадах по предметам, которые нравятся. Если амбиции распространяются на начальные этапы ВсОШ и перечневые олимпиады, то можно стартовать в любом классе, даже в 11-м. Если же есть желание стать призёром заключительного этапа ВсОШ или даже попасть в сборную страны на международные олимпиады, то начинать подготовку надо как можно раньше, хотя бы в 7–8-м классе. При этом надо быть готовым к тому, что придётся очень много заниматься.

Сейчас нет недостатка в ресурсах для подготовки, в том числе электронных. И всё же очень желательна помощь наставника, которым на ранних этапах может выступить школьный учитель. После первых успехов на муниципальном и региональном этапах на молодого человека обратят внимание представители центров олимпиадной подготовки, которые есть во всех регионах.

Доцент биологического факультета МГУ им. Ломоносова, к. б. н., национальный тренер по биологии, председатель центральной предметной методической комиссии по биологии Галина Белякова:

— Чтобы отобрать ребят в сборную, мы присматриваемся к ним несколько лет. Важен интерес ребёнка, его желание заниматься, ведь для успеха на олимпиаде придётся много трудиться. Родители тоже должны ему помогать, предлагать специальную литературу, водить на занятия. Очень важно, чтобы школьнику достался хороший учитель, который сумеет развить его интерес к знаниям.

По материалам: aif.ru

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»