Наука и техника

Что тот Android, что этот. Китайские смартфоны совместимы с GMS-сервисами

Те, кто застал ранние годы смартфонов, помнят, что поначалу сервисы разных производителей не всегда «дружили» между собой. Тогда эту проблему довольно быстро преодолели, но истории свойственно повторяться.

Постановка проблемы

Не так давно все вернулось на круги своя — на сей раз в связи с санкциями, по разным причинам наложенными США на Китай и Россию. Но — по порядку.

Поскольку в хитросплетении нынешних информационных технологий сам черт ногу сломит, проведем небольшой IT-ликбез. Транснациональной корпорации из США Google принадлежит множество служб и инструментов, один список которых занимает несколько страниц. Google-поиск — поисковая система, YouTube — популярный видеохостинг, Gmail — электронная почта, а еще есть картографическая система, облачное хранилище данных, магазин приложений и т. д. Большинство из них являются веб-приложениями, требующими от пользователя только наличия браузера и подключения к интернету. Этой же корпорации принадлежит операционная система (ОС) Android для смартфонов и других устройств.

Huawei — китайская компания, один из крупнейших производителей смартфонов. До 2019 года эта корпорация была партнером американского гиганта, ее смартфоны работали на американской ОС. Затем в Китае создали собственную операционную систему. С этого, собственно говоря, все и началось: возник стереотип, что американские сервисы и приложения «не дружат» с устройствами из Поднебесной. Но так ли это?

О дружбе и недружбе

В ноябре 2024 года аналитической компанией Mobile Research Group, занимающейся исследованием российского рынка мобильных устройств, этой теме было посвящено серьезное исследование*. По версии, изложенной в нем, дело было так.

В 2020 году китайская компания начала выпускать смартфоны и планшеты с Huawei Mobile Services (HMS), набором услуг, аналогичным Google Mobile Services (GMS). Причина — в американских санкциях, ставших очередным этапом бесконечной торговой войны США и КНР. С тех самых пор российские пользователи этих китайских смартфонов разделились на два лагеря. Одни считают, что их устройства с 2020 года не позволяют работать ни с какими приложениями от американской компании и ряда других. Иные придерживаются той точки зрения, что это возможно, но американские сервисы на китайских устройствах работают не так хорошо, как на родных смартфонах с GMS.

Методика исследования

Масштабы противостояния двух лагерей достигли накала споров между остроконечниками и тупоконечниками из «Путешествий Гулливера», хотя не факт, что хотя бы кто-то из них знает истину в последней инстанции. С этого, собственно говоря, исследование и началось. В течение 30 дней проводилось онлайн-анкетирование, которое затронуло только владельцев тех смартфонов, что произведены начиная с 2020 года (в основной массе — 2022 года выпуска), то есть с HMS-сервисами. География исследования охватила всю Россию, ограничений по возрасту пользователей не было.

За месяц собрано 2340 полностью заполненных анкет, из них в выборку попало 1072.

Около десятка моделей смартфонов, никогда централизованно в России не продававшихся и попавших на наш рынок какими-то окольными путями, были из выборки исключены.

Парадоксов друг

Выводы, которые сделали исследователи, таковы: 89% участников опроса используют свои аппараты в качестве основных, то есть вся их цифровая жизнь сосредоточена в смартфонах данного производителя.

Как показало анкетирование, 76% пользователей не знают, как установить Google-сервисы на свои смартфоны. Однако (парадокс!) при этом они используют эти сервисы и приложения. Постоянно пользуется ими 71% опрошенных, время от времени — 5%.

Вот как объяснили эту неувязку авторы исследования: «Перед нами расхождение, которое легко объясняется простотой установки приложений Google на смартфонах из Китая с использованием AppGallery. Дополнительные вопросы, заданные участникам исследования, показали, что они не могут сформулировать, как установить GMS-сервисы, но с легкостью отвечают на вопрос, как поставить на свой телефон YouTube или Gmail».

Не знают, но используют

В работе отмечено, что американские и китайские почтовые клиенты не имеют больших различий. «Больший процент использования Gmail объясняется тем, что пользователи используют аккаунт Google на своих устройствах, а к нему привязаны все сервисы GMS. Из этих данных уже можно сделать вывод, что использование сервисов и приложений Google на смартфонах HUAWEI не имеет серьезных ограничений».

На Android-смартфонах магазин приложений Play Store от Google не принимает платежи в России по причине санкций, поэтому пользователи не могут купить приложения. В то же время App Gallery от китайского производителя позволяет покупать приложения, сервисы и подписки плюс оплачивать покупки внутри приложений. Любопытно, что люди делают это довольно часто:

  • 54% владельцев смартфонов китайского производителя не знают, что возможность приобретения приложений в AppGallery существует;
  • 27% делали это несколько раз;
  • постоянно делают покупки 12%;
  • не пользуются AppGallery 7%

Почти по Мольеру

«Вывод очевиден: оплата приложений и услуг в AppGallery для многих — основной путь приобретения приложений на смартфонах китайского производителя, — утверждают авторы исследования. — Но при этом многие пользователи не знают, что он существует».

В общем, примерно как господин Журден, герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», который всю жизнь говорил прозой, но не подозревал об этом.

Любопытно оценить, чем пользователи замещают сервисы родом из США.

  • Облако американской компании чаще всего меняют на облако HUAWEI, что обусловлено его быстрой работой и адекватной ценовой политикой для платных тарифов.
  • Gmail меняют на встроенный почтовый клиент.
  • Карты Google — на Яндекс.Карты.
  • YouTube — на VK Video или RuTube.

Суммируя все вышесказанное: у смартфонов данного производителя нет проблем с поддержкой работы американских сервисов и приложений. Эти устройства на российском рынке воспринимаются ровно такими же, как обычные Android-смартфоны с GMS-сервисами.

Нюансы использования, безусловно, присутствуют, но они незначительны. Поэтому можно поставить знак равенства между HMS и GMS-сервисами: для конечного пользователя они выглядят одинаково, его волнует только возможность запуска и использования привычных приложений.

* Исследование. Пользователи смартфонов HUAWEI и приложения/сервисы Google. Эльдар Муртазин, 12 НОЯБРЯ

Исследование. Пользователи смартфонов Huawei и приложения/сервисы Google

По материалам: aif.ru

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»