Понять друг друга. Как будет развиваться искусственный интеллект в 2025 г.
Первый заместитель председателя правления Сбера Александр Ведяхин пообщался с участниками международной конференции по искусственному интеллекту AI Journey («Путешествие в мир искусственного интеллекта») и журналистами. Рассказал много интересного.
Суверенный ИИ
Например, о том, почему у каждой страны в идеале должна быть собственная модель генеративного искусственного интеллекта. Дело в том, что глобальные модели ИИ не содержат того культурного кода, который присущ каждой стране. Ему непонятно то, что, например, для нас, жителей России, является само собой разумеющимся. Попроси какой-нибудь ChatGPT нарисовать, скажем, селедку под шубой, он и нарисует рыбу, накрытую меховой верхней одеждой. А что «иностранный» ИИ изобразит в качестве картошки в мундире или соловья-разбойника, и подумать страшно.
Если пользоваться языковыми моделями (иное название ИИ) для всего мира, есть опасность потери собственной культурной идентичности.
России повезло, что у нас есть две языковые модели: GigaChat от Сбера и YanexGPT от Яндекса. Пользователь может выбирать между двумя моделями ИИ, которые постоянно соревнуются друг с другом.
Кто такой промт-инженер?
Также А. Ведяхин рассказал о новой профессии (говорят, высокооплачиваемой), которая называется промт-инженер. Это от английского слова Promt — подсказка. Соответственно, область применения профессии — промт-инжиниринг. Это искусство формулировать вопросы к ИИ таким образом, чтобы получить лучший из возможных ответов.
В качестве примера первый зампред правления Сбера привел случай из собственной жизни: он разослал коллегам один зубодробительный документ в 75 страниц про маркетинг. Те должны были изучить его и направить обратной почтой свои соображения по поводу текста. «Решил поставить эксперимент, — поделился опытом топ-менеджер, — загрузил в GigaChat документ, а потом полтора часа писал для него же характеристики коллег. Вопрос был такой: какие предложения вернет мне каждый из них? Результаты работы ИИ совпали с результатами работы людей на 80%, причем в ряде случаев искусственный интеллект их превзошел».
Проблемы этики
Кроме того, А. Ведяхин поделился планами своего банка на будущее. В 2025 г. Сбер ожидает получения экономического эффекта в 420—450 млрд рублей. Не в последнюю очередь — за счет использования ИИ, который особенно хорош именно при оптимизации внутренних процессов.
При этом банк готов делиться своими наработками в области ИИ с регионами России. 76% субъектов федерации уже сотрудничают со Сбером, в наступающем году в их семействе ожидается прибавление.
Не обошлось без «вечных» вопросов об этической составляющей деятельности искусственного интеллекта типа: заменит ли робот человека, или нет? По словам А. Ведяхина, большинство ответов можно найти в «Белой книге» этики искусственного интеллекта, изданной совместно с Альянсом в сфере ИИ. На них опирается и Общее соглашение по этике искусственного интеллекта, которое уже подписали более 800 компаний, работающих в этой сфере.
По материалам: aif.ru