Судовой день: виновные в разливе мазута не помогают в ликвидации последствий
Почему президент потребовал провести ревизию танкерного флота и во что вкладывались владельцы кораблей вместо их ремонта
Владельцы танкеров, спровоцировавших разлив мазута в Черном море, не принимают никакого участия в ликвидации его последствий, заявили «Известиям» волонтеры. Сейчас все работы проводятся за счет федерального, местных бюджетов и неравнодушных граждан, подтвердили представители власти. При этом собственники танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» — бизнесмены с весьма неоднозначной репутацией, показало недавнее расследование «Известий». Им предъявлялись претензии в неуплате налогов, их отстраняли от госзакупок, а бывшие партнеры обвиняют их в возможных хищениях. Получая контракты на миллиарды рублей, они перевозят нефтепродукты на изношенных судах. Провести полную ревизию танкерного флота России поручил 23 января Владимир Путин. Какую ответственность должны понести собственники танкеров, будут ли они ликвидировать ущерб от ЧП — в материале «Известий».
Ревизия танкерного флота
На совещании с членами правительства 23 января Владимир Путин дал несколько поручений, связанных с разливом мазута в Керченском проливе.
Президент РФ Владимир Путин в режиме видеоконференции проводит совещание с членами правительства РФ
— Необходимо провести комплексную ревизию нормативной базы, регламентирующей морские и речные перевозки нефти и нефтепрофуктов, нарушений правил мореплавания и безопасности судоходства, проверить состояние танкерного флота, — заявил глава государства.
Поручение президента прозвучало на фоне активных работ по уборке черноморского побережья. В них задействовано более 5 тыс. человек, 680 единиц техники и 28 плавсредств, собрано более 170 тыс. т загрязненного песка и грунта, доложил на совещании вице-премьер Виталий Савельев.
В устранении последствий аварии активно участвуют как официальные структуры, так и многочисленные волонтеры. Но кто пока не замечен в ликвидации масштабного загрязнения — ни личным присутствием, ни финансированием работ — так это собственники танкеров, крушение которых и вызвало экологическую катастрофу.
Волонтеры собирают мазут
— Они не участвуют в уборке. Они сейчас, наверное, думают, как обезопасить себя в судах, и от тех претензий, которые к ним сейчас летят, — заявил «Известиям» организатор и руководитель расположенных в Анапе волонтерских штабов «Бургазская коса. Усиление» и «Жара» Станислав Кранц.
Кто владеет потерпевшими крушение танкерами
23 января «Известия» выпустили расследование, касающуюся владельцев танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Выяснилось, что к этим бизнесменам предъявлялись претензии в неуплате налогов, их отстраняли от госзакупок за несоответствие требованиям, бывшие партнеры обвиняют их в возможных хищениях.
Так владельцами «Волгонефть-212» является компания «Кама Шиппинг», принадлежащая Виктору Селькову и двум его сыновьям — Константину и Александру. Они — выходцы из структур бизнесмена Михаила Антонова. Это владелец теплохода «Булгария», трагически затонувшего в 2011 году (122 погибших).
Теплоход «Булгария»
В 90-х Виктор Сельков работал финансовым директором «Камского речного пароходства», которое принадлежало Антонову и на балансе которой состояла «Булгария». В 1998 году к владельцам бизнеса возникли претензии местных органов ФСБ из-за вывода валютной выручки за границу.
— Работая в нашей структуре, Виктор Сельков и его сын были уличены в получении откатов и хищении векселей нашей компании на многие миллионы рублей. Это и был его стартовый капитал в их семейном бизнесе, — написал Михаил Антонов в ответ на просьбу «Известий» рассказать о давнем партнере. — Их компании в черном списке, с которыми мы не работаем.
Уже организовав свой бизнес, семья Сельковых не раз попадала в зону интереса правоохранителей и контрольных органов. В декабре 2019 года отдел экономической безопасности пермского управления МВД провели выемку документов в офисе «Кама Шиппинг».
В сентябре 2021 года ФНС предъявила им претензии на 23,4 млн рублей за неуплату НДС — бизнесмены пользовались серыми схемами возврата налога с помощью льготных вычетов, установил суд. А обеспечивались они фиктивными сделками, проходившими лишь на бумаге. Среди судов, которые упоминались в фиктивных поставках, был и затонувший танкер «Волгонефть-212».
«Волгонефть-212» до аварии
Попутно выяснилось, что компания не соблюдала требования Минтранса к перевозке опасных грузов (дизельного топлива и бензина), а танкеры зачастую ходили перегруженными. Но оштрафовали «Кама Шиппинг» за это всего на 400 тыс. рублей.
Ощутимого наказания Сельковы ни в одном случае не понесли. Как, кстати, не понес его в свое время и Михаил Антонов за катастрофу «Булгарии», хотя его корабль вышел в свое последнее плавание с четырьмя отверстиями в корпусе, плохо обученной командой и неработающим дизель-генератором.
Другим танкером — «Волгонефть-239» — владеет ЗАО «Волгатранснефть». Его конечным бенефициаром, скорее всего, является бизнесмен Игорь Шавва, показало расследование «Известий».
Танкер «Волгонефть-239», стоящий на мели
Шавва также владеет другой транспортной компанией — «Волгатрансервис». В 2014 году она выиграла тендера на перевозку нефтепродуктов «Роснефти» в Керчь на 2 млрд рублей. Но на следующий тендер 2016 года компанию уже не допустили.
«В связи с выявленными несоответствиями критериям отбора, установленным в документации о закупке», — следует из документов на портале госзакупок.
Тем не менее, сегодня аффилированная с «Волгатрансервис» «Волгатранснефть» продолжает перевозить опасные грузы по Керченскому проливу и Черному морю на судах возрастом 50 лет и более.
У Игоря Шаввы много активов. Ему принадлежит целый квартал деловой недвижимости между Рубцовской набережной и Бакунинской улицей в Москве, ООО «Валерия» — производитель нижнего белья для женщин, он является основной бенефициаром инвестиционной компании ЗАО «ДВМ-инвест».
Ответственность собственников
Разговор об ответственности собственников судов должен вестись в двух плоскостях, уверены эксперты. Первая — возмещение экологического и экономического ущерба. Вторая — уголовное преследование, если будет доказана их причастность в катастрофе. По действующему законодательству, капитан судна не может не выйти в рейс, если получает такое указание — отказаться права у него нет.
— По закону капитаны, даже видя потенциально опасную ситуацию, не могут, к примеру, отменить выход судна или сменить маршрут, — констатировал зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Аксёненко.
В ситуации, когда навигация для судов подобного класса закрыта (а в Керченском проливе она длится с апреля по ноябрь), отдать указание выйти в море может лишь компания-владелец, вопрос лишь, кто из ее представителей это делает.
Керченский пролив
Пока претензии к владельцам звучат лишь в первой плоскости. 13 января прокуратура и Морспасслужба подали иски о привлечении к ответственности компаний «Кама Шиппинг», «Каматрансойл» и ЗАО «Волгатранснефть». Перед этим глава Минприроды Александр Козлов заявил, что собственники возьмут на себя ответственность по подъему и утилизации танкеров.
— Владельцы компаний должны в полной мере ответить за произошедшее, — полагает Александр Аксёненко. — На сегодняшний день ущерб оценивается в 33 млрд рублей. И пока его покрывают федеральным и муниципальными бюджетами, а также за счет неравнодушных граждан и компаний. Естественно, реальные виновные должны будут перекрыть все потери и восстановить природу.
Прецеденты взыскания подобного ущерба, в том числе весьма серьезного, есть, напомнил экс-министр экологии Челябинской области Сергей Лихачев.
— В Норильске несколько лет назад произошел инцидент, в результате которого на прилегающие территории и в ручей Безымянный вытекло топливо. Компания-виновник заплатила немалые деньги. В случае с экокатастрофой в Керчинском проливе тоже собственник виноват, он должен выплатить деньги в качестве компенсации нанесенного вреда, привлекаться к ответственности, — полагает эксперт.
Безымянное озеро, в которое попало авиационное топливо
Вторая плоскость, в которой могут быть предъявлены претензии собственникам — уголовная. Пока единственными арестованными в рамках уголовного дела о крушении судов остаются два капитана танкеров. Однако, это не отменяет вероятность уголовного преследования и представителей фирм-владельцев бизнеса.
— Ответственность за крушение танкеров, убежден, должны в первую очередь нести владельцы танкеров, — сказал адвокат по уголовным делам Максим Калинов. — Полагаю, именно они могли допустить выход танкеров в море в неподходящих для этого погодных условия. Они же, судя по всему, плохо содержали эти суда.
По словам эксперта, проблему и вовсе нужно ставить шире — при любых подобных ЧП нельзя ограничиваться наказанием «стрелочников»,
— Иначе мы видим к чему это приводит, — продолжил Максим Калинов. — Судя по недавнему материалу «Известий», владельцы одного из танкеров раньше работали в компании, владевшей теплоходом «Булгария». После той большой трагедии владельцы тоже не понесли никакого наказания. Убежден, что, если бы в подобных случаях ответственность несли все причастные, в том числе и недобросовестные собственники, всего произошедшего в Керченском проливе не было бы.
Как может поменяться закон
На совещании с членами правительства Владимир Путин заявил и о необходимости ревизии нормативной базы, регламентирующей морские и речные перевозки нефти и нефтепродуктов.
А в Госдуме заявили об уже готовых инициативах, которые могут улучшить ситуацию.
— В парламент, насколько я знаю, уже внесены законопроекты о наделении капитанов судов и руководителей портов правом самостоятельно оценивать состояние судов, выходящих в открытое море. В таком случае уже в новых законах будет прописана непосредственно их ответственность, и о ней можно будет говорить. В будущем это может помочь избежать подобных произошедшей в конце прошлого года катастроф. То есть, потенциально, это неплохая идея, ведь капитан, видящий реальную проблему, сможет доложить о ней заблаговременно, предупредив вышестоящее руководство, — рассказал Александр Аксёненко.
По его словам, будет создан и регламент действий на случай побочных ЧП. В этом случае можно будет по шагам отследить последовательность принятия решений и персонализировать ответственность.