Интернет и технологии

Виртуальный метр: как цифровизация меняет рынок недвижимости

В 2024 году с помощью электронных платформ реализовали около 20% жилья

Виртуальный метр: как цифровизация меняет рынок недвижимости

EN

Виртуальный метр: как цифровизация меняет рынок недвижимости

Цифровизация в сфере недвижимости набирает обороты. За минувший год через электронные платформы было реализовано около 20% всего жилья в России. Это на 5,7% больше, чем в 2023-м. Рост интереса участников к цифровым сервисам продиктован общим трендом на диджитализацию, скоростью и прозрачностью системы оценки. Среди рисков перехода в онлайн эксперты выделяют возможность предоставления недостоверных данных и технологическую зависимость. Как цифровизация меняет индустрию недвижимости — в материале «Известий».

Безопасное подключение

Цифровизация сделок с недвижимостью становится всё более популярной: в 2024 году через электронные платформы было реализовано 19,4% от общего объема жилья в стране. К такому выводу пришли авторы исследования, проведенного РЭУ им. Г.В. Плеханова совместно с центром «Аналитика. Бизнес. Право» (имеется в распоряжении «Известий»). Из представленных данных следует, что ежемесячная аудитория ведущих цифровых платформ в России превышает 17 млн человек на каждую площадку.

Виртуальный метр: как цифровизация меняет рынок недвижимости

В общей сложности, по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) Росстата, жилищные условия в 2024 году улучшили 3,8 млн семей. В среднем, по информации классифайдов (ресурсов с объявлениями от физических и юридических лиц), на каждую платформу ежемесячно приходится около 35 тыс. онлайн-сделок с недвижимостью.

Активное использование цифровых сервисов позволило ускорить поиск жилья в 22 раза. Регистрация сделок, в свою очередь, проходит в три раза быстрее.

Безопасность сделок, заключаемых на онлайн-платформах, обеспечивается через многоуровневую идентификацию пользователей, системы онлайн-репутации участников и интеллектуальную модерацию контента. Повышает надежность и упрощает процесс оформления документов и интеграция платформ с государственными сервисами.

Эти меры безопасности позволили сократить в минувшем году число попыток мошенничества в 1,5 раза. Уменьшилось и количество звонков от злоумышленников — оно снизилось на 40,6% по сравнению с 2023 годом.

Социальные эффекты

Менее очевидной, но ярко выраженной тенденцией стало усиление вклада цифровых платформ в сфере недвижимости в развитие отрасли внутреннего туризма, убеждены аналитики. В первую очередь, речь идет об увеличении числа предложений посуточной аренды, особенно актуальной для путешествий внутри страны.

Объем таких предложений с 2020 года вырос на 29%. За минувший год, например, в одном из классифайдов недвижимости пользователи заключили 1,38 млн сделок по краткосрочной аренде жилья. Общая сумма составила 21 млрд рублей. А общий эффект от таких сделок оценивается в 260 млрд рублей, что равно 0,1% ВВП России в 2024 году.

Виртуальный метр: как цифровизация меняет рынок недвижимости

Еще один социальный эффект, который могут почувствовать обычные пользователи, — существенное увеличение прозрачности ценообразования. Подавляющее большинство россиян сегодня (87%) считают стоимость жилья необоснованно завышенной. Цифровые платформы позволяют потенциальным покупателям лучше понять, из чего складывается цена квадратного метра той или иной недвижимости.

Кроме того, цифровые сервисы, работающие внутри платформ, сокращают время оценки объектов на 73%. Точность при этом повышается на 8,2%. В работе активно применяются машинное обучение и нейросети.

Мультипликативный эффект

К активной цифровизации отрасль недвижимости подстегнула сложная экономическая ситуация. Жесткая денежно-кредитная политика Центробанка и отмена льготных условий по ипотеке вынуждают участников рынка искать новые способы для сохранения устойчивости и поддержания спроса. Некоторые участники рынка полагают, что цифровые платформы и маркетплейсы сегодня выступают драйверами его роста.

Еще большего эффекта от использования цифровых платформ в строительной отрасли можно достичь с помощью автоматизации продаж (время сделки сократится на 40–60%), внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности для демонстрации объектов (конверсия просмотров в покупки увеличится на 25–30%), интеграции с банковскими сервисами для оперативного оформления ипотеки.

Виртуальный метр: как цифровизация меняет рынок недвижимости

Всё это важно, поскольку цифровизация строительной отрасли дает мультипликативный эффект для российской экономики. Каждый вложенный в недвижимость рубль генерирует 4,4 рубля в смежных отраслях — строительстве, торговле, производстве, энергетике и ЖКХ.

Осторожный подход

Цифровые платформы в сфере недвижимости играют ключевую роль в упрощении сделок и улучшении коммуникации между участниками рынка, отмечает советник министра строительства и ЖКХ РФ Елена Звонарева.

Строительная отрасль формирует обширную экосистему бесшовного цифрового взаимодействия различных систем, считает она. Речь, в частности, идет об интеграции государственных систем, использовании дронов, искусственного интеллекта и других современных технологий. Это приводит к повышению эффективности и снижению затрат.

Однако система далеко не идеальна и имеет свои минусы. Один из главных рисков цифровизации в сфере недвижимости заключается в вопросах безопасности данных, которые предоставляют как покупатель, так и продавец, предупреждает директор бизнес-направления «Строительство» департамента «Новые рынки» ГК «Рексофт» Дарья Киреева. Для решения проблемы нужно уделять особое внимание верификации пользователей.

Виртуальный метр: как цифровизация меняет рынок недвижимости

Возможность предоставления всех необходимых для принятия решения данных при переводе покупки объекта «в цифру» оказывается ограничена, подчеркивает директор программ по цифровой трансформации школы управления «Сколково» Николай Верховский.

— В итоге можно купить «кота в мешке». В случае с бытовыми товарами при получении не того продукта цена ошибки невелика, поскольку всегда можно вернуть вещь. С объектом недвижимости так поступить нельзя. В этом смысле есть риск мошенничества и манипуляций в отношении покупателей, — предостерегает эксперт.

Не стоит забывать, что платформы могут стать целью кибератак, указывает руководитель информационного отдела независимого профсоюза «Новый труд» Мария Коледа. Злоумышленники могут попытаться украсть личные данные пользователей или взломать систему оплаты.

— Для предотвращения этого платформы применяют многоступенчатую аутентификацию и шифрование, но это не гарантирует того, что в случае кибератаки личные данные не «уйдут» третьим лицам, — рассказывает эксперт.

Еще один минус цифровизации — риск технологической зависимости, дополняет Дарья Киреева.

— Компании могут столкнуться с ситуацией, когда они становятся слишком зависимыми от конкретных платформ и технологий, что может усложнить их адаптацию в случае изменения рыночных условий или появления новых конкурентоспособных решений, — утверждает она.

Кроме того, в случае сбоя в работе платформы или отключения интернета сделки могут быть затруднены или невозможны, предполагает Мария Коледа. Для снижения этого риска сервисы внедряют резервные системы и офлайн-решения.

Виртуальный метр: как цифровизация меняет рынок недвижимости

Проблемы при проведении онлайн-сделок усугубляются недостатком регуляции, уточняет собеседница «Известий». Законодательство не всегда успевает за развитием технологий, что усиливает риски.

Важен и тот факт, что цифровизация может увеличить неравенство на рынке недвижимости, уверена эксперт. Некоторые участники могут не иметь доступа к цифровым технологиям или не уметь ими пользоваться.

— Чтобы решить эту проблему, платформы разрабатывают мобильные приложения и обучающие материалы, однако в небольших городах до сих пор многие компании действуют в основном офлайн, — полагает Коледа.

Господство цифры

В ближайшем будущем можно ожидать продолжения внедрения и усовершенствования цифровых решений в сфере недвижимости, считает Дарья Киреева. Популярность цифровых платформ продолжит расти.

— Во многом это будет связано с приходом на рынок более молодого поколения, которое в большей степени использует цифровые ресурсы. Здесь следует говорить об интеграции всех этапов покупки недвижимости в единое пространство, — указывает эксперт.

Полный переход к цифровым покупкам объектов недвижимости может произойти в ближайшие два года, прогнозирует Николай Верховский. Это позволит увеличить оборот объектов на рынке.

Продолжит наблюдаться и дальнейший рост использования искусственного интеллекта и аналитики больших данных для предложения более точных рекомендаций для пользователей, убеждена Киреева.

Виртуальный метр: как цифровизация меняет рынок недвижимости

— Один из сценариев состоит в том, что мы будем оснащены ИИ-агентами, которые будут полностью отвечать за сделки — от подбора до покупки и последующей продажи с приобретением нового объекта, — предрекает Верховский. Всё это, по его словам, может произойти в течение следующих пяти лет.

При продолжении развития цифровых платформ в сфере недвижимости крайне важно учитывать интересы участников рынка, уточняет Мария Коледа. По ее мнению, необходимо разработать механизмы защиты прав и интересов всех причастных к сделкам групп, чтобы они могли в полной мере воспользоваться преимуществами цифровизации.

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»