Общество

С маски спрошено: банду «риелторов-хамелеонов» осудили в Москве

Участницы схемы продавали чужую недвижимость, выдавая себя за хозяек квартир

С маски спрошено: банду «риелторов-хамелеонов» осудили в Москве

EN

С маски спрошено: банду «риелторов-хамелеонов» осудили в Москве

Два риелтора, которые продавали по поддельным документам квартиры в Москве, 17 февраля осуждены на 14 и 6 лет лишения свободы. Суд установил, что Наталья Котова и Надежда Еременко состояли в преступном сообществе, которое присваивало недвижимость социально незащищенных людей: престарелых, одиноких, отбывающих наказание в тюрьме. А в 2021–2023 годах Котова и Еременко попытались реализовали несколько квартир москвички, пропавшей еще в 2017 году. На суде свидетели указали, что мошенники использовали свои связи в официальный организациях, где им помогали переоформлять квартиры без наличия доверенности от собственников. Как работала схема отъема жилья — в материале «Известий».

Как продавали квартиры

Тушинский районной суд Москвы 17 февраля приговорил к 14 и 6 годам общего режима соответственно членов «банды хамелеонов» — риелторов Наталью Котову и Надежду Еременко. Их признали виновными в мошенничестве в особо крупном размере и легализации имущества, приобретенного преступным путем.

Банда получило свое название из-за того, что черные риелторы, приходя на сделки по продаже жилья, представлялись собственницами недвижимости, а чтобы быть похожими на фотографии в паспортах жертв, обычно меняли свою внешность — использовали парики, гримировались.

«Котова руководила структурным подразделением, входящим в преступную организацию, а также принимала непосредственное участие в преступном сообществе, совместно с Еременко и иными лицами, имела умысел на систематическое совершение тяжких преступлений», — говорится в сообщении пресс-службы судов общей юрисдикции Москвы.

С маски спрошено: банду «риелторов-хамелеонов» осудили в Москве

В числе таких преступлений — незаконное приобретение прав на недвижимость социально незащищенных граждан — престарелых, одиноких, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Например, согласно материалам дела, в 2021–2023 годах Котова и Еременко попытались продать недвижимость москвички Светланы Халяповой. В базах правоохранительных органов она значилась как пропавшая без вести еще с 2017 года. И в это время черные риелторы попытались реализовать три ее квартиры — с помощью фальшивых документов.

Одну из трех квартир банда продала в 2021 году — ее приобрел некто Владислав Кузнецов. Спустя месяц он погасил ипотеку, оформленную в процессе сделки, и перепродал недвижимость другому человеку — Сергею Брюховскому.

— Мы покупали квартиру через Сбербанк. Он занимался всей сделкой. Это моя собственность. Ко мне прокуратура обращалась, проверяли и ничего не выяснили, — рассказал Сергей Брюховский «Известиям».

С маски спрошено: банду «риелторов-хамелеонов» осудили в Москве

По словам источника «Известий» в правоохранительных органах, первый покупатель мог быть формальным собственником, за которым стояли осужденные сегодня черные риелторы.

Еще две квартиры Халяповой Котова и Еременко продать не успели — их задержали, когда они пытались оформить одну из квартир на нового фиктивного собственника. На сделку одна из преступниц пришла, загримированная под пропавшую Светлану Халяпову. План мог сработать, если бы не нотариус: он понял, что документы на квартиру поддельные, и вызвал полицию.

По показаниям, которые дали в суде свидетели, участники «банды хамелеонов» имеют связи в официальных организациях, что дало им возможность подделывать документы.

— На меня оформили квартиру без наличия доверенности, потому что сотрудники кадастровой палаты были своими людьми. Я согласился на преступную махинацию в связи с тяжелым денежным положением и наличием кредитов, — рассказал один из свидетелей, который был связан с бандой.

С маски спрошено: банду «риелторов-хамелеонов» осудили в Москве

Еще один свидетель — риелтор, участвовавшая в одной из незаконных сделок, заявила на суде, что ответственно выполняла свою работу и сама была обманута: Наталья Котова в ходе оформления сделки в очередной раз выдавала себя за собственницу продаваемой квартиры. Свидетель подтвердила, что для проведения этой сделки Котова представила поддельные документы: паспорт, свидетельства о собственности и праве наследования.

Как защитить себя от мошенников

По информации МВД, за девять месяцев 2024 года в России совершено почти 5,5 тыс. преступлений, связанных с операциями с недвижимостью. В основе многих мошеннических схем с жильем лежит простая письменная форма сделки, которая подразумевает и легкость использования поддельных документов, и доверчивость людей, рассказали «Известиям» в пресс-службе Федеральной нотариальной палаты.

По информации исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право», с 2019 по 2024 год количество преступлений с недвижимостью превысило 40 тыс.

Описанная в суде ситуация выявляет существенные пробелы в системе государственной регистрации недвижимости, говорит адвокат Анна Миненкова. По ее словам, мошенникам удалось воспользоваться незащищенными местами в работе МФЦ и кадастровых палат, где существует возможность несанкционированного доступа или манипуляции с данными.

С маски спрошено: банду «риелторов-хамелеонов» осудили в Москве

— Наличие «своих людей» свидетельствует о том, что проблема не столько технологическая, сколько организационная — слабость внутренних процедур контроля и проверки документов, а также недостаточная ответственность персонала, допускающего вмешательство извне, — объяснила юрист.

Проблема может быть связана как с низким правовым сознанием сотрудников, отсутствием контроля, так и с невысоким уровнем зарплаты, что побуждает искать иной, незаконный источник дохода, добавила Анна Миненкова.

Система регистрации не всегда детально проверяет подлинность документов, что позволяет использовать поддельные свидетельства о праве собственности, наследстве и удостоверения личности, полагает адвокат по уголовным делам Татьяна Пашкевич.

С маски спрошено: банду «риелторов-хамелеонов» осудили в Москве

— Слабым местом является отсутствие межведомственного взаимодействия. Нет эффективного обмена информацией между МФЦ, кадастровой палатой, правоохранительными органами и другими госструктурами, что затрудняет выявление мошенничества, — говорит юрист.

Анна Миненкова полагает, что подобные случаи — показатель того, что необходима комплексная модернизация системы.

— В первую очередь это усиление контроля за доступом к базам данных и интеграция информационных систем различных ведомств, позволяющая оперативно сверять данные о личности и правах собственности, а также активно отслеживать любые попытки несанкционированного вмешательства, — сказала она. — Помимо технологических мер следует уделить внимание более тщательной аттестации и обучению сотрудников, а также разработке четких стандартов взаимодействия между учреждениями, что позволит сократить возможности для коррупционных схем и инсайдерских договоренностей.

С маски спрошено: банду «риелторов-хамелеонов» осудили в Москве

Управляющий партнер Criminal Defense Firm Алексей Новиков рассказал, что идеальными кандидатами для мошенников являются граждане, которые пытаются получить услугу дешевле рыночной.

— Люди, преследуя выгоду, становятся менее осмотрительными и попадаются на уловки мошенников. Поэтому именно осмотрительность при приобретении или продаже недвижимости является единственным действенным способом избежать неприятностей, — сказал он.

Но с каждым годом мошенникам всё сложнее обманывать людей, считает председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе.

С маски спрошено: банду «риелторов-хамелеонов» осудили в Москве

— В современной России продуманы механизмы защиты от аферистов. Первое — создание Федеральной нотариальной палаты, — сказал он. — Раньше всё записывали в журнал, и была даже специальная услуга, когда задним числом могли сделать доверенность или оформить ее в отсутствие человека. Сейчас нотариус рискует не только лицензией, но и свободой. Второе — так называемый единый реестр нотариальных действий, где можно проверить, доверенность действующая или нет, отозванная, выдавалась ли она когда-либо или нет.

Немаловажным фактором в профилактике случаев мошенничества является создание Единого государственного реестра недвижимости, добавляет Константин Трапаидзе.

Чтобы «откатить» незаконную сделку, собственники должны обратиться в полицию и регистрационную палату, подав заявление о том, чтобы не совершали никаких действий, связанных с отчуждением квартиры или переходом права собственности, напомнил Константин Трапаидзе.

А Татьяна Пашкевич напомнила, что для предотвращения подобных случаев можно и вовсе установить ограничение на проведение дистанционных операций через «Госуслуги».

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»