Последний ресурс. Осадчиев: в Арктике у нас есть очень серьёзное достижение
Очевидно, Арктика постепенно становится ареной геополитического противостояния ведущих стран мира. Об этом говорит хотя бы тот факт, что с приходом к власти Дональда Трампа США нацелились на Гренландию, намереваясь присоединить её к себе.
Точных оценок скрытых под толщей Северного Ледовитого океана природных ресурсов нет. По некоторым данным, в арктическом регионе находится 22% неразведанных запасов нефти и природного газа. Также там есть уран, золото, алмазы и большие запасы редкоземельных металлов, стоимость которых оценивают примерно в триллион долларов.
Об этом aif.ru поговорил с ведущим научным сотрудником Института океанологии РАН, заведующим лабораторией арктической океанологии в МФТИ, доктором физико-математических наук Александром Осадчиевым.
Когда всё поделено
Дмитрий Писаренко, aif.ru: Александр, почему все так рвутся в суровую и холодную Арктику?
Александр Осадчиев: Борьба за Арктику развернулась в начале XX века, когда весь остальной мир был уже поделен, изучен и исследован, за исключением, может быть, высокогорных областей Тибета. Оставались только Арктика и Антарктида.
Но ещё в конце XVI — начале XVII века европейцы пытались пройти через арктические моря в Индию и Китай. Были попытки пройти через северо-восток, через российскую Арктику. Это экспедиции голландца Баренца, англичан Ченслера и Гудзона и других мореплавателей. Пройти им не удалось, поэтому они отправились на северо-запад. Путь в Тихий океан и там не был найден, зато были основаны французские, британские и голландские колонии в Северной Америке.
— Чем ещё Арктика привлекала, помимо поиска торговых путей?
— Своими ресурсами. Например, пушниной, которая была важнейшим стимулом освоения Сибири и Дальнего Востока в XVI-XVII веках. Когда русские землепроходцы добрались до Аляски, их интересовал прежде всего «морской бобр» — калан. У него самый густой мех среди млекопитающих. И Российско-американская компания, которая осваивала Аляску, долгое время специализировалась на добыче и продаже шкурок калана, став одной из самых богатых коммерческих компаний мира.
Советский Союз освоил в северных регионах лесодобычу, а затем были открыты месторождения углеводородов. В наши дни в Арктике добывается 10% общемировых объёмов нефти и 25% природного газа. А сколько там ещё не открытых месторождений, как на суше, так и на морском шельфе?
Проблемы создаёт дрейфующий лёд
— Но если эти природные ресурсы находятся на дне океана, как их оттуда извлечь? Это будет экономически нерентабельно.
— Как я уже сказал, Арктика — это регион, куда люди приходят в последнюю очередь, когда всё остальное уже поделено и освоено. То же самое будет касаться добычи полезных ископаемых.
Да, сейчас они уже добываются, в Арктике есть опыт строительства сложных сооружений для разведки и добычи углеводородов в море, но работы эти проводились на шельфе, на небольшой глубине. Эти сооружения очень сложны, потому что они должны быть серьёзно защищены. Ведь помимо очень низких температур, от которых порой ломается техника, проблемы в Арктике создаёт дрейфующий лёд. Почти весь морской лед находится в непрерывном движении, огромные льдины могут повредить и разрушить стационарные сооружения на шельфе.
Пока удалось построить только одну ледостойкую платформу в мире. Это «Приразломная» — наше серьёзное технологическое достижение. И то она находится в Печорском море, где льда не очень много и он нетолстый. И стоит на глубине всего 20 метров. Сделать что-то подобное в центральной Арктике сейчас не представляется возможным. Да и в ближайшие десятилетия тоже, хотя технологии развиваются.
По материалам: aif.ru