Силушка батырская: в России создают игру по мотивам башкирских мифов
Чем геймеров удивит проект от Уфимского университета науки и технологий
EN
Команда энтузиастов из Республики Башкортостан создает компьютерную игру Heart of Ural («Сердце Урала»). Проект находится на раннем этапе разработки и представляет собой сюжетно-ориентированную интерактивную этно-игру, главная задача которой — познакомить геймеров с башкирской мифологией и природными памятниками республики. Игровые механики, по словам авторов, задействовали музыку, танцы и эпические сказания башкирского народа.
Какие задачи ставит башкирская игра
Игра «Сердце Урала» выполнена в стиле «пиксель-арт» и знакомит игроков с башкирским костюмом и орнаментами. По сюжету главная героиня — башкирская девушка — путешествует по мифам и легендам страны. Основным ориентиром выступают истории о приключениях Урал-батыра — одной из ключевых фигур в башкирской культуре, рассказал «Известиям» гейм-директор и директор Центра спортивного программирования, алгоритмической робототехники, кибербезопасности и киберспорта Уфимского университета науки и технологий Святослав Пегов.
Кадр из игры «Сердце Урала»
— Управление в игре реализовано с помощью клавиатуры. Мы предусмотрели команды-«стрелочки» для передвижения и несколько кнопок взаимодействия. Использование мыши в данном случае не имеет смысла. Во время сражения игроку будет необходимо нажимать в такт музыке определенные кнопки в порядке появления их символов. При битвах с боссами классическая схема может изменяться (например, дух обмана будет перетасовывать порядок нажатия на глазах игрока). Игрок сможет добывать предметы, помогающие ему в прохождении ритм-игр: это будет небольшое количество артефактов, также связанных с башкирским фольклором, — добавил Святослав Пегов.
Вне боя «Сердце Урала» представляет собой традиционную ролевую игру, где есть место для большого количества диалогов и собеседников. Геймерам предстоит выполнять специальные задания, квесты, и в ходе их выполнения делать сложные моральные выборы.
Как рассказали разработчики, важной частью игры станет музыка. Она отражает состояние как персонажей, так и окружающего мира. Боссы (персонажи, которых нужно победить) формируют свое отношение к игроку в зависимости от его действий, от чего меняется ритм и тональность музыки. Саундтрек будет базироваться на народных башкирских мелодиях в современной аранжировке.
Кадр из игры «Сердце Урала»
— Проект раскрывает особенности многовековой башкирской культуры и национальной идентичности. Современное прочтение древних башкирских сказаний и легенд совместно с современными аранжировками народной музыки поможет повысить интерес и вдохновить на изучение национальной культуры молодых людей, — отметил руководитель разработки Святослав Пегов.
По его словам, каждая локация в игре представляет собой «живое» место силы для башкирского народа, влияющее на главного героя в соответствии с историей и мифологией. Автор сообщил, что в игре появятся как реальные места Башкортостана, например, заповедник Шульган-Таш, так и мифические — например, волшебный дворец Самрау, в котором правит одноименная вещая птица.
К моменту выпуска игры в 2026 году авторы планируют сделать три игровых локации, каждая включает в себя четыре уровня. Первая локация будет в подземном мире, вторая — в земном, третья в небесном. В процессе прохождения игрока ждут сражения с дивами и злыми духами. Для получения всех концовок потребуется пройти «Сердце Урала» несколько раз.
Какую оценку дают эксперты
Проект реализуется на базе УУНИТ (Уфимского университета науки и технологий) с привлечением студентов, что важно для развития отрасли, считают разработчики. Нужно не просто выпускать интересные игры, а готовить квалифицированные кадры для массового производства конкурентоспособных продуктов, считает декан факультета игровой индустрии и киберспорта университета «Синергия» Роман Алымов.
Кадр из игры «Сердце Урала»
— Авторы удачно выбрали стилистику популярной игры Undertale, которая сохраняет свою актуальность спустя десять лет благодаря вариативности прохождения и проработке персонажей. Для успеха не нужна фотореалистичная графика, а важна «душа» игры, — отметил директор Межконтинентальной киберспортивной лиги, ведущий российский эксперт в области компьютерного спорта Александр Горбаченко.
Проект «Сердце Урала» направлен на продвижение башкирской культуры и привлечение молодежи через интерактивные продукты. Он поможет заинтересовать молодежь в изучении родного края и его памятников, а также передаст важный воспитательный нарратив о необходимости связи с корнями, милосердии и помощи ближнему, по словам заслуженного художника Башкортостана, вице-президента Творческого союза художников Башкортостана при ЮНЕСКО Камиля Бузыкаева.
— XXI век — эпоха цифры и контента, а значит, для сохранения культуры и привлечения молодежи к ее изучению необходимо использовать в том числе цифровые продукты, — добавил Камиль Бузыкаев.
Кадр из игры «Сердце Урала»
Однако, как отметил игровой критик Александр Смирнов, образовательные проекты редко становятся увлекательными в плане игрового процесса, и пока что нет предпосылок, что новинка из Башкортостана сможет изменить этот тренд. По словам специалиста, усидеть на двух стульях могут лишь в очень редких случаях — например, как авторы игры «Черная книга», о которой редакция рассказывала в январе 2025 года.