Удар по кошельку? Как маркировка одежды и консервов скажется на их цене
Введение новых этапов маркировки товаров легкой промышленности может привести к их подорожанию как минимум на 10%. Об этом aif.ru сообщила член Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром) Ирина Купряхина.
В новый список для маркировки вошли головные уборы, купальные костюмы, нательное белье, домашняя одежда, галстуки, перчатки, разнообразные виды детской одежды. Кроме того, меры распространятся на влажные корма для домашних животных и консервы из мяса, грибов, ягод и фруктов. С 1 марта производители обязаны присваивать товарам индивидуальные коды и наносить их на упаковку.
Сложно и дорого
«Введение маркировки усложнило сам процесс производства, — объясняет Купряхина. — Стоимость генерации одного кода маркировки невелика, но для того, чтобы правильно провести эту маркировку, производителю нужно приобрести необходимое оборудование — например, сканер и принтер, купить аппарат для генерации зашифрованных кодов, зарегистрироваться в государственной системе. И, конечно, нанять новых сотрудников, которые будут контролировать весь процесс, обучить их работать с программным обеспечением, арендовать новые помещения. Из-за этого некоторые производители вынуждены повышать цены на свои изделия, чтобы компенсировать новые расходы».
Впрочем, по словам Купряхиной, новые меры могут быть на руку тем, кто работает честно.
«Для получения индивидуального цифрового кода товар должен иметь сертификат качества, — добавляет она. — Недобросовестные производители раньше могли просто купить подобный сертификат в какой-нибудь частной лаборатории. Сейчас такую фальшивку уже никто не примет, поэтому конкуренция несколько снизится, некачественного товара на рынке станет меньше, и это освободит место для тех, кто честно делает свою работу».
Борьба с фальсификатом
Маркировка уже доказала свою эффективность в борьбе с некачественной продукцией. По оценкам исследователей МГУ имени Ломоносова, ее доля с момента начала маркировки рынка легкой промышленности в 2021 году снизилась на 36,1%. Об этом aif.ru рассказали в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), операторе маркировки «Честный знак». При этом ни в одной из 24 отраслей, где уже внедрена маркировка, роста цен не произошло.
«По оценке НИФИ Минфина, влияние маркировки на стоимость продукции составляет не более 1% за 6 лет, — уточнили в ЦРПТ. — Даже в пивной отрасли, где маркировка идет на скоростях до 80 тыс. банок в час, она не повлияла на цену и производительность».
Новые меры, подчеркнули в ЦРПТ, вводят из-за высокого уровня нелегального оборота. Так, например, в консервах этот показатель достигал 40%, а доля фальсификата кормов для животных была на уровне 20%. Бороться с фальсификатом также помогает интеграция «Честного знака» с системой Россельхознадзора: она отслеживает объемы сырья, а «Честный знак» — объемы готовой продукции. За последние два года уровень фальсификата снизился с 30% до 0,03%. При этом качество молочной продукции, по данным РСХН, выросло в два раза.
«Благодаря вытеснению с рынка нелегальной продукции добросовестные предприниматели увеличивают свою рыночную долю и в результате зарабатывают больше, — уверяют в ЦРПТ. — Например, в легкой промышленности прибыль производителей в реальном выражении выросла на 90%, а дополнительные доходы бизнеса по всем товарным группам за четыре года составили почти 350 млрд руб.».
По материалам: aif.ru