Застряли между этапами: в РФ вчетверо выросло число нарушений в обслуживании лифтов
Чаще всего их проверяют неквалифицированные сотрудники и не проводится техническое освидетельствование
EN
Число нарушений при обслуживании лифтов за год выросло в четыре раза, сообщили «Известиям» в Ростехнадзоре. В 2024-м зафиксировано 5,6 тыс. случаев, а годом ранее — всего 1,5 тыс. Среди самых частых нарушений — несоблюдение сроков проверки и неквалифицированные ремонтники. Кроме того, владельцы лифтов зачастую не запрещают использовать их в случае угрозы безопасности. При этом уже у 20% подъемных механизмов в стране закончился срок эксплуатации. Если ситуация останется без изменений, число аварий вырастет, считают эксперты.
Какие нарушения выявили
Неделю назад «Известия» писали, что в конструкции скоростных подъёмников — как российских, так и иностранных производителей — выявлены недоработки, которые в определенных условиях приводят к их падению. При отключении электричества они теряют управление и могут стать причиной травм и гибели пассажиров.
Теперь же в Ростехнадзоре сообщили редакции о том, что в России в четыре раза выросло число нарушений при обслуживании лифтов в 2024 году. Если в 2023 году территориальные органы ведомства выявили 1,5 тыс. нарушений обязательных требований, то в 2024-м — уже 5,6 тыс. За первые два месяца 2025 года пока зафиксировали 256 нарушений.
— Среди основных оказались, например, отсутствие периодического технического освидетельствования, несоблюдение сроков его проведения, недостаточный уровень квалификации работников, — рассказал «Известиям» начальник отдела надзора за подъемными сооружениями управления государственного строительного надзора Ростехнадзора Александр Жемойдиков.
Кроме того, не соблюдаются руководства по техобслуживанию и ремонту, не выполняются мероприятия по устранению нарушений. И владельцы не приостанавливают использование сломанных лифтов, несмотря на угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
По данным Ростехнадзора, в 2022 году произошло пять аварий (учитывались те, где был причинен вред потерпевшим), в 2023-м — семь, в 2024-м — четыре. За три года в них пострадали 26 человек, шесть погибли. В 2025-м таких инцидентов на лифтах пока не зарегистрировано.
Сейчас на учете стоит около 590 тыс. подъемных механизмов, большинство из них российского производства, 26% — иностранного, в том числе сделанные в Белоруссии.
— В 2024 году в территориальные органы Ростехнадзора и центральный аппарат поступило 4020 обращений граждан с жалобами на ненадлежащую работу лифтов, подавляющее большинство которых касалось лифтов отечественного производства, — подчеркнул Александр Жемойдиков.
Согласно докладу Ростехнадзора по итогам 2024 года, из всех учтенных лифтов отработали назначенный срок службы почти 121,4 тыс., то есть 20,1%.
Среди регионов, где зафиксирована самая высокая доля таких просроченных лифтов, оказались Ульяновская (54,5%), Ярославская (49,7%), Мурманская (48,1%) Костромская (46%), Саратовская (41,6%), Смоленская (40,5%), Курганская (39,5%), Самарская (39,2%), Тульская (36,7%), Новгородская (35,3%) области.
Меньше всего проблем оказалось в Нижегородской (1,6%) и Сахалинской (0,95%) областях, Ненецком автономном округе (1,2%), Якутии (0,2%), Алтае (0%), Чечне (0%) и Чукотке (0%, в этом регионе нет лифтов).
Как происходят аварии с лифтами
В конце 2024 года по решению Евразийской экономической комиссии на пять лет (до 15 февраля 2030-го) был продлен срок использования лифтов, отработавших назначенный срок службы, напомнили в Ростехнадзоре.
— Это не означает, что эксплуатация лифтов, находящихся в ненадлежащем состоянии, будет продолжена, — подчеркнули в ведомстве. — Предусмотрена процедура обязательного обследования лифтов, отработавших назначенный срок службы, который исчисляется 25 годами с момента ввода в эксплуатацию.
Некачественное обслуживание — просроченные проверки, некомпетентный ремонт и отсутствие мер по предотвращению эксплуатации в случае угрозы — увеличивает риск аварий и травм, подчеркнула управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.
— Это не только ставит под угрозу жизнь людей, но и может привести к серьезным материальным потерям и высоким расходам на ликвидацию последствий инцидентов, — сказала она.
В середине февраля 2025 года девушка пострадала при падении лифта на востоке Москвы, проводится проверка, сообщила пресс-служба столичного управления СК. А в январе 2025-го жители одной из столичных новостроек пожаловались на часто ломающиеся лифты. Проблема в том, что работает только один из трех, в подъездах выстраиваются очереди.
Многие жильцы этого дома опасаются, что лифт может поломаться в неподходящий момент — при приезде «скорой» или пожаре.
— Мы просто отрезаны от цивилизации, не можем вызвать врача. В случае пожара, не дай бог, вообще все боимся, — сказала жительница дома в Москве Наталья Хрисанова.
Одна из причин происходящего в новостройках — некачественная установка подъемника или плохое обслуживание, рассказал «Известиям» столичный лифтер Юрий Гаранин.
— Современные лифты — сложное оборудование. В принципе выходить из строя может всё: и релейно-контакторная часть, электроника, потому что компьютер управляет лифтом, — пояснил он.
В конце декабря 2024-го из строя вышел подъемник на платформе на станции МЦД-4 в Москве, возбуждено уголовное дело, говорится в Telegram-канале транспортного управления СКР.
Падение лифта на платформе на станции МЦД-4 в Москве, 27 декабря 2024 года
«По факту травмирования людей при падении подъемной платформы возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности)», — сообщили в ведомстве.
А 8 декабря правоохранители организовали проверку после падения стенки лифта на женщину и восьмилетнего ребенка в одном из подъездов многоквартирного дома в Челябинске, уточнили в СК.
Несколькими днями ранее инцидент произошел и в жилом многоквартирном доме в Севастополе — там упал лифт с людьми. Одна из жительниц дома рассказала «Известиям», что в результате падения лифта пострадала женщина, она получила травмы головы и позвоночника.
— До этого в лифте чуть не защемило ребенка, — отметила она. — Лифт бесконечно ломается. Недавно с мужем просидела в застрявшем 2,5 часа.
Почему падают лифты
Из-за усложнения логистических цепочек увеличились и сроки ожидания как самих лифтов, так и комплектующих к ним. При этом отечественная промышленность в состоянии покрыть потребности и производить 55–60 тыс. лифтов ежегодно, рассказал «Известиям» первый вице-президент Национального лифтового союза (НЛС) Алексей Захаров.
Однако, по мнению эксперта, самого финансирования Фонда капитального ремонта на сегодняшний день недостаточно. Если в Москве и области тарифы на взносы установлены в необходимом объеме, а в Санкт-Петербурге осуществляется допфинансирование из городского бюджета, то во многих регионах страны уровень тарифов не позволяет аккумулировать необходимое количество средств, отметил эксперт.
— В этом сегменте рынка существует немало компаний, компенсирующих отсутствие в своем штате квалифицированных сотрудников низкой ценой на свои услуги, — сказал он. — Ожидаемо, что для некоторых собственников лифтов или лиц, ответственных за их эксплуатацию и обслуживание, такие компании становятся предпочтительнее добросовестных, но и более дорогостоящих конкурентов.
Экономия на квалифицированных кадрах, на комплектующих, на регулярности и своевременности технического обслуживания в итоге и приводит к трагедиям, добавил эксперт.
— Бывали даже случаи, что управляющая компания вместо остановки лифта и его полноценного ремонта отключает одну или несколько систем безопасности и пускает лифт в дальнейшую работу, — сказал он. — Такой механизм уже не может обеспечивать безопасность своих пассажиров. Например, лифт может поехать с открытыми дверьми. Система, ранее не позволявшая это сделать, отключена.
С юридической точки зрения систематические нарушения создают серьезные проблемы, отметила Екатерина Косарева.
— Уже значительная доля лифтов, срок эксплуатации которых истек, повышает вероятность возникновения аварий, что может негативно сказаться на общественном доверии к системам эксплуатации и обслуживания лифтов в целом, — сказала она.
Эксперт проекта «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук полагает, что в 2024 году нарушений выявлено больше за счет увеличения проверок.
— Ситуация в лифтовой сфере сложная, но не критическая, — отметил эксперт. — Хотя характер нарушений указывает, что можно повысить уровень дисциплинированности управляющих компаний, контроля за специализированными организациями, которые привлекают для обслуживания лифтов. Если просто нарушаются сроки освидетельствования техники, значит, это такое безалаберное отношение.
Тотальный контроль и остановка использования лифтов, на которую имеет право Ростехнадзор, могут вызвать недовольство граждан, считает Павел Склянчук.
— Люди выйдут на улицу и будут требовать возобновления их работы, — сказал он. — Нам кажется лифт таким естественным средством передвижения до тех пор, пока он не сломается. Только тогда начинаешь понимать, насколько он важен для обеспечения комфортного проживания в многоквартирных домах. И здесь есть риски, связанные с несчастными случаями.
По словам Екатерины Косаревой, если ничего не поменяется, можно ожидать увеличения числа аварий и финансовых убытков, что негативно отразится на безопасности и доверии общества.