Бизнес

Прибыль без риска. Банки хотят наказывать сотрудников за кредиты мошенникам

Ответственность для сотрудников банка за выдачу кредита клиенту, находящемуся под влиянием мошенников — попытка банков продолжать зарабатывать прибыль, ничем не рискуя, считают эксперты, опрошенные aif.ru.

Ранее Национальный совет финансового рынка (НСФР) направил в ЦБ письмо с предложением ввести уголовную или административную ответственность для сотрудников, которые оформили кредиты на граждан, находящихся под влиянием мошенников.

Инициатива неоднозначная, считает юрист Дмитрий Матюшенков. По его словам, банки заинтересованы в том, чтобы продолжать получать прибыль, не неся ответственности в случае, если в результате мошенничества пострадает их клиент.

«Но кажется, безоблачным временам для банков приходит конец, — отметил эксперт. — В 2024 году объем операций без добровольного согласия клиентов увеличился по сравнению с 2023 годом на 74,36%, при этом банки вернули лишь 9,9% (2 713,58 млн рублей) от этого объема против 8,7% в 2023-м. Но дело в том, что для мошеннических действий используются махинации именно с банковскими картами, либо с устройств, зараженных вирусами, поэтому инициатива о введении дополнительной ответственности для банковских служащих, которые не вовлекаются в совершение этих преступлений, выглядит как попытка получить дополнительные рычаги давления на своих сотрудников».

Тем более, что действующие нормы УК РФ уже содержит статью за мошенничество в сфере кредитования и с использованием служебного положения, так что дополнительные меры ответственности на ситуацию никак не повлияют, добавил Матюшенков.

«А вот что действительно требуется — так это повышение мер по профилактике таких преступлений, — отметил юрист. — Сейчас вся механика противодействия мошенничеству в банковской сфере построена на пресечении конкретной операции, но не предлагает мер превентивного противодействия мошенникам. И вот ее как раз нужно разработать с участием правоохранительных органов. Также следует повышать финансовую грамотность и расширять механику самозапретов, что особенно важно для пожилых людей».

Однако вместе с этим банки в лице НСФР предлагают внедрить механизм досудебного возмещения украденных средств.

«Здесь важно распределение ответственности между самими банками, Национальной системой платежных карт (НСПК) и сотовыми операторами, — добавила юрист Екатерина Кутузова. — Такое распределение позволит более эффективно управлять рисками и минимизировать убытки всех сторон. Это решение может стать ключом к созданию более безопасной финансовой среды и защите интересов клиентов».

По материалам: aif.ru

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»