Зоошиза в законе. Канадские военные готовятся к конфликту с гусями
В западных странах защита животных давно превратилась в своеобразный культ, где интересы зверей и птиц ставятся выше здравого смысла, а порой и безопасности людей. Недавно министерство обороны Канады выпустило официальную инструкцию для своих сотрудников на случай конфликта с дикими гусями.
Представьте себе картинку: вояка, которого готовили к боевым действиям в «горячих точках», осторожно пятится от разъярённой птицы, глядя ей в глаза и подняв руки в знак мирных намерений. Именно так должен вести себя канадский военнослужащий, следуя упомянутой инструкции.
Птицы против армии: кто кого?
Каждый год с марта по май территория военного комплекса в Оттаве превращается в «поле боя». На местных лужайках гнездятся гуси и чувствуют себя там полноправными хозяевами. Они атакуют всех, кто посмеет к ним приблизиться. И теперь вместо того чтобы принять простые меры (например, перенести гнёзда или как-то отвадить птиц от лужаек), чиновники составили официальный документ, объясняющий военным, как правильно взаимодействовать с пернатыми агрессорами.
Об этом пишет издание Ottawa Citizen. В инструкции, как сообщают журналисты, содержатся следующие советы:
- не кормить и не трогать гусей (как будто у военных есть такие намерения);
- сохранять с птицей зрительный контакт (видимо, чтобы гусь чувствовал уважение);
- медленно отступать, подняв руки, чтобы «казаться больше» (наверное, чтобы гусь испугался и решил, что перед ним медведь).
Правда, представители компании, занимающейся отпугиванием гусей от военного комплекса в Оттаве, признают, что атаки этих птиц почти никогда не опасны. Основной угроза — это не сам гусь, а то, что испуганный сотрудник минобороны споткнётся и упадёт, убегая от пернатого агрессора.
Когда права животных дороже жизней и здоровья людей
«На самом деле это не гусь, а канадская казарка, близкий родственник настоящего гуся. Обычная птица для территории Канады и ряда регионов, она часто встречается в крупных городах, — объясняет эколог, доктор биологических наук Дмитрий Замолодчиков. — Канадская казарка действительно становится агрессивной во время гнездования и набрасывается на приближающихся людей, стараясь отогнать их от гнезда. У неё нет острого клюва или мощных когтей, и реального вреда человеку она нанести не способна. Однако сам вид агрессивной птицы с расправленными крыльями, наскакивающей на человека, не вполне привычен канадцам, поэтому многие пугаются, начинают пятиться или убегать. При этом спотыкаются и падают, что приводит к ушибам, переломам или сотрясениям.
Упомянутая инструкция призывает сотрудников военного ведомства вести себя спокойно и помнить, что гусь — не самое опасное животное. Фактически, это советы, как не конфликтовать с птицами. Кстати, схожие примеры регулирования отношений человека и дикой природы есть и в России. Ежегодно в мае в окрестностях города Кологрив в Костромской области, в пойме реки Унжа, собираются десятки тысяч гусей, отдыхающих по пути на гнездовья в тундры Арктики. В месте их скоплений организован заказник и на время пролёта категорически запрещена охота. Районные власти в Кологриве ещё несколько лет назад приняли решение даже не проводить салют в честь праздника 9 Мая, чтобы не пугать птиц.
Думаю, в данном случае речь идёт не о какой-то крайности в защите животных, а скорее о разумном отношении к природе. Но и крайностей хватает. В первую очередь зоошиза проявляется не в защите диких видов, а в покровительстве бездомным собакам, от которых страдают люди. У нас в стране после серии нападений на людей депутаты Госдумы внесли на рассмотрение законопроект, который разрешит регионам принимать собственные законы по обращению с безнадзорными животными. Проблема в том, что в наших реалиях метод стерилизации не работает (всех полностью стерилизовать не получается), а размножаются они быстро.
И на протяжении нескольких месяцев со стороны зоозащитников пошли петиции: над жизнями сотен тысяч бездомных животных в России нависла угроза! Вот это и есть зоошиза — права животных становятся дороже жизней и здоровья людей».
В Новой Зеландии все животные «разумны»
Но вернёмся к Канаде и её гусям. В этой стране некоторые законы о защите животных порой выглядят так, будто их писали активисты-веганы в приступе экстаза. Так, в Онтарио запрещено выгонять ондатр с частной территории — сначала нужно получить на это разрешение властей. То же самое касается других диких видов.
В Квебеке (и не только там) нельзя перевозить енотов на новое место без специальной лицензии. Так что если вы поймали животное в своём мусорном баке, не вздумайте везти его в лес — это будет нарушением его прав!
А в Ванкувере кошки официально признаны инвазивным (то есть чужеродным) видом, и чиновники настоятельно рекомендуют держать их дома, чтобы те не охотились на птиц.
Канада — не единственная страна, где животные получили почти сверхъестественные права. В Швейцарии с 2008 года запрещено держать дома одинокую морскую свинку — заводить зверушек можно только парами. Видимо, швейцарцы уверены, что свинки страдают от экзистенциального кризиса, и одиночество угнетает их. Аналогичные правила есть для попугаев, хорьков и пр.
В Италии нельзя держать собак на цепи дольше, чем два часа в день. А в некоторых регионах (например, в Ломбардии) запрещено держать их на цепи вообще, даже на короткое время.
А дальше всех пошла Новая Зеландия. Там в 2016 году приняли поправки к закону о защите животных, которые юридически признали, что все представители фауны являются разумными существами. А значит, их благополучие должно учитываться при любых действиях человека.
Конечно, защита животных — это важная часть цивилизованного общества. Но когда военные учатся «отступать» перед гусями, а в пользу енотов и ондатр принимаются законы строже, чем в пользу людей, это уже не забота, а абсурд. Так недалеко до появления адвокатов, которые будут защищать в суде интересы тараканов.
По материалам: aif.ru