Физики вместо лириков. К 2036-му большинство абитуриентов пойдет в техвузы
Планы государства привлечь больше молодежи в инженерные и технические специальности и повысить престиж таких профессий медленно, но верно приближаются к цели. Если власти продолжат действовать в том же ключе, то к 2036 году подавляющее большинство абитуриентов будет чаще выбирать технические направления в вузах либо специальности на стыке наук. Причем девушек среди технарей и айтишников будет не меньше, чем ребят.
Лучшие — в техвузы
Такой прогноз построили ученые МФТИ с помощью нейросетей, используются данные Всероссийской переписи населения 2020 года, мониторинга качества приема в вузы, а также современные демографические и образовательные тренды.
Поступать в вузы в 2036 году будут нынешние первоклассники или дошкольники. Из 4,5 млн детей, родившихся в 2018-2020 годах, примерно 55 % пойдут в университеты, это примерно 2,5 млн потенциальных студентов. Например, сегодня лидерами по числу рожденных детей являются Дагестан, Тюменская области, Санкт-Петербург, Москва и Башкортостан — в каждом из этих регионов ожидается более 400 тыс. будущих студентов.
Специалисты отмечают, что рост спроса на инженерные и IT-специальности явно виден уже сейчас. Технические вузы по среднему баллу ЕГЭ поступающих опережают многие классические и гуманитарные университеты. Дальше этот тренд будет только усиливаться. А проходные баллы по физике, математике, биологии — расти.
Помимо компьютерных наук и инженерии, в числе фаворитов по привлекательности для абитуриентов такие направления, как биотехнологии и биоинформатика, медицина, экология, прикладной дизайн и цифровой маркетинг. Молодежь выбирает их потому, что они связаны с современными технологиями, дают место для научного творчества, на эти профессии имеется спрос, есть перспективы для карьерного роста, а зарплаты, как правило, предлагают хорошие.
Инженеры-девушки
Любопытно, что число девушек на инженерных специальностях вырастет с 15-20 % до 30 %, а в IT и вовсе сравняется с мужчинами. В биомедицинских направлениях лидерство сохранят студентки — до 70 % от всех обучающихся.
Другой тренд, согласно прогнозам нейросетей, — все более узкая специализация работников в сфере информационных технологий.
«ИИ для биологии, IT для промышленности, анализ данных в химии. Растёт потребность не просто в программистах, а в разработчиках, способных создавать инструменты для конкретных отраслей. Простое „пользование кодом“ останется в сфере среднего профессионального образования. А вот проектирование и написание исходного кода потребует фундаментальной математической подготовки и останется в зоне ответственности университетов», — пояснил aif.ru директор ФБМФ МФТИ Денис Кузьмин.
По мнению эксперта, процесс обучения тоже изменится. Вместо классических программ — микрокурсы, индивидуальный набор образовательных модулей. «Студенты будут собирать своё образование, как конструктор, исходя из собственных целей и интересов», — отмечает Кузьмин.
Насколько осуществимы все эти прогнозы? «Генеративный искусственный интеллект не предсказывает будущее — он помогает обратить внимание исследователя на неочевидные тренды, на то, к чему мы придём, если будем действовать, как сейчас, — считает директор по цифровизации образования МФТИ, и. о. директора Физтех-школы бизнеса высоких технологий МФТИ Дарья Гриц. — Если нас устраивает этот прогноз — замечательно. Если нет — значит, мы понимаем, куда стоит направить усилия. Так, например, если на образовательных программах по IT и инженерии сегодня обучается всего 15 % девушек, а мы знаем, что присутствие женщин в этой сфере влияет на качество решений и устойчивость развития, — это сигнал, что нужно активнее работать с женским участием в STEM. Будущее не высчитывается ИИ — оно создается людьми. И в этом смысле ИИ — не пророк, а компас».
По материалам: aif.ru