Не только бонусы. Что столичным школьникам могут дать олимпиады
В 2025 году столичные школьники установили абсолютный рекорд Всероссийской олимпиады. Ученики из 277 московских учреждений получили 1863 диплома заключительного этапа. Какие преимущества дает детям участие в олимпиадах — в материале aif.ru.
Не только льготы при поступлении
Конечно, в первую очередь школьники ассоциируют олимпиады с поступлением в вузы, ведь диплом состязания, в зависимости от его статуса, позволяет рассчитывать на различные льготы при поступлении. Об этом aif.ru рассказал научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко.
«Льготы достаточно серьезные: если получить диплом заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, то, в соответствии с законом об образовании, можно без экзаменов и ЕГЭ поступить в выбранный вуз. Причем даже если выиграть олимпиаду в девятом классе. В таком случае можно дальше спокойно учиться, с этого момента главной задачей станет получение аттестата», — рассказал эксперт.
Если же стать победителем или призером какой-нибудь другой олимпиады из перечня, который ежегодно утверждает Минобрнауки и в который в этом году попали 85 «соревнований», то льготы будут определяться уже самим вузом. Среди них и поступление без экзаменов, зачет 100 баллов по ЕГЭ по профильному предмету или зачет дополнительного вступительного испытания, которые иногда проводят некоторые вузы. В 2025 году победителями и призерами перечневых олимпиад в 11 классе стали более 3000 столичных школьников.
Однако пользу олимпиады приносят не только тысячам победителей и призеров. По словам Ященко, подготовка к олимпиадам позволяет усиливать мотивацию и развивать нестандартное мышление, которое пригодится при сдаче ЕГЭ.
«Роль олимпиад выходит далеко за рамки льгот. В первую очередь они помогают в мотивации и пробуждении интереса к тому или иному предмету. Зачастую бывает так, что у ребенка предмет в школе не идет, кажется скучным и неинтересным. Но на олимпиаде человек видит яркую задачу и понимает — это „его“. Также олимпиады развивают творческое мышление и учат смотреть на задачи с нестандартной стороны. Особенно это полезно в эпоху развития искусственного интеллекта, где рутинные операции все чаще берут на себя машины. И именно творческое мышление и возможность увидеть нестандартный ход пригодится даже тем, кто не дошел до диплома», — объяснил Ященко.
По его словам, исследования Центра педагогического мастерства показывают, что участники олимпиад лучше сдают ЕГЭ, причем даже те ребята, которые не дошли до дипломов финального этапа.
«Поэтому, если хочется не просто получить свои дежурные 60 баллов, а хочется решать последние задачи ЕГЭ и конкурировать за хороший вуз, то развитое мышление как раз пригодится», — подчеркнул научный руководитель Центра.
Отдельное значение имеют олимпиады в Москве. Именно столица первой в России придумала систему развития таланта каждого ребенка в школе, для грамотной работы которой и создали Центр педагогического мастерства. Он, помимо составления интересных и новых задач и проведения олимпиад, еще и выступает центром «олимпиадной» подготовки. В случае успешного выступления на массовых школьных этапах олимпиады ребенка могут пригласить на профильные семинары, которые проводятся совместно с лучшими столичными вузами и НИИ, и даже на выездные обучающие сборы, как у настоящих спортсменов.
«Если успешно выступил на олимпиаде, то тебя пригласят на сборы, пригласили в кружок, и ты попадаешь в научную среду. Большую роль в этой системе играют студенты и аспиранты московских вузов, бывшие победители олимпиад. Общение в такой среде часто помогает сделать ребенку выбор вуза, ведь он видит успешных ребят, которые учатся в прекрасных московских вузах, уже занимаются наукой и проходят практику в современных и высокотехнологичных компаниях», — рассказал Ященко. После подготовки кандидаты могут попасть в сборную Москвы, подготовкой которой будет заниматься профессиональный штаб педагогов, их в Центре называют тренерами.
По словам Ященко, эта система позволяет ребятам из любой московской школы, даже самой удаленной, добиться результата.
«Еще 15 лет назад, чтобы выиграть определенную олимпиаду, нужно было отдать ребенка в одну из нескольких в городе профильных школ, а из обычной школы шансов на это практически не было. Сейчас первые шаги в развитии таланта помогает сделать любая московская школа, а после всем проявившим себя на олимпиадах помогает уже Центр», — резюмировал эксперт.
Расстояние не предел
Именно так случилось и с ученицей девятого класса гимназии имени Пушкова, расположенной в ТиНАО, Евгенией Дектеренко. Девочка рассказала aif.ru, что в разных конкурсах и олимпиадах она участвовала с раннего детства. В первую очередь Евгения хотела развиваться в разных направлениях и много чем интересовалась. Ну а бонусом к успехам шли грамоты и поездки: именно так школьница посетила детские лагеря «Орленок», «Океан», «Смену» и даже «Артек», причем последний — четыре раза.
«В этом году я писала много школьных и муниципальных этапов по разным предметам. На региональный этап вышла по четырём: экономике, физкультуре, культуре дома и дизайну, а также экологии. Готовилась ко всем предметам я одинаково, но на заключительный этап прошла именно по экологии. Этот предмет мне особенно понравился, и я была мотивирована готовиться», — рассказала Евгения.
В подготовке девочке помогал Центр педагогического мастерства, предоставивший именитого «тренера» — многократную победительницу олимпиады по экологии Софью Школьникову. Не помешало подготовке и расстояние: группа, в которую попала Евгения, целиком состояла из ребят из Новой Москвы, и часть подготовки прошла удаленно. Но много было и выездов на сборы, где к школьникам приезжали именитые лекторы. От подготовки Евгения осталась в восторге.
«Софья — замечательный человек, которая подготовила меня буквально с нуля и вела до заключительного этапа. Она поддерживала меня на протяжении всех этапов и дала огромную базу знаний. Также огромный вклад внесла работа сборной Москвы. Они проводили множество вебинаров, организовывали учебные сборы с проживанием для полного погружения в предмет, помогли мне правильно оформить проект и объяснили важные нюансы. Преподаватели переживали за каждого участника и верили в меня, даже когда я сама в себя не верила», — вспомнила девятиклассница.
В итоге работа тренеров и самой Евгении принесла плоды: она взяла диплом Всероссийской олимпиады школьников по экологии и теперь будет иметь право на поступление без экзаменов в любой вуз с этим профилем.
«Теперь я могу не слишком переживать из-за ЕГЭ. Но всё равно продолжу хорошо учиться, как раньше, не рассчитывая только на диплом. При поступлении на другие специальности он дает дополнительные баллы, которые также повышают шансы поступить на бюджет. Безусловно, всем советую участвовать в олимпиадах и получать этот прекрасный опыт!» — резюмировала школьница.
По материалам: aif.ru