Зеленой свет: в Москве открылась выставка Бориса Мессерера
В экспозиции — брежневский застой, Конек-Горбунок и красный портрет Беллы Ахмадулиной
0
EN
Следите за нашими новостями в удобном формате
Есть новость? Присылайте!
Московский музей современного искусства (ММОМА) запустил масштабную персональную выставку народного художника России Бориса Мессерера. Более 150 работ, демонстрирующих разные ипостаси сценографа, живописца, графика, можно увидеть в экспозиции. Название «Калейдоскоп времени» отражает как характер, так и суть представленных работ мастера. В галерее портретов можно увидеть вторую жену художника, поэта Беллу Ахмадулину. Есть серия картин, посвященная балеринам: двоюродная сестра Бориса Асафовича — Майя Плисецкая, а брат — Азарий Плисецкий, хореограф Большого театра. «Известия» побывали на открытии.
Искусства в бутылке
Еще до начала торжественного открытия выставки Бориса Мессерера в Музей современного искусства, что на Гоголевском бульваре, 10/1, стали съезжаться представительные гости. Прибыл почти в полном составе президиум Академии художеств с новоизбранным главой Василием Церетели. Приехали почтенные члены Союза художников России и его председатель Андрей Ковальчук, руководство столичного департамента культуры, а еще звезды театра и кино, поэты и поклонники творчества народного художника.
В десяти залах галереи представлены работы мастера, созданные в период с конца 1950-х по 2020-е годы. Борис Мессерер востребованный художник. Его ценят и любят выставлять, особенно в Москве. Но такая масштабная экспозиция за многие годы — впервые.
Портрет Беллы Ахмадулиной
— Я счастлив, что жизнь движется, — признался «Известиям» 92-летний художник. — Недавно вышла моя книга «Жизнь переходит в память. Художник о художнике». А на этой выставке я хотел быть представлен во всех изобразительных жанрах. Это искусство, которое мне подвластно. Плюс есть некоторый акцент на ранних работах. Хоть я по-другому стал рисовать, но они для меня имеют ценность. Я вижу в них недостатки, но не трогаю их.
Многообразие творческих методов представлено в макетах оформления театральных постановок, акварелях, офортах, живописи. Центром экспозиции стала гигантская инсталляция «Веяние времени», напоминающая мельницу. Как говорит Борис Мессерер, главное действующее лицо здесь — само движение, ветер. Лопасти мельницы художник сделал из бухгалтерских счетов. Делая оборот, костяшки скатываются по струнам и стучат. В основании ветряка ящики из-под стеклотары, сама же посуда окаймляет сооружение по периметру. В каждой бутылке — опаленная церковная свеча.
Инсталляция олицетворяет брежневскую эпоху застоя, тогда художник ее и сделал. Сейчас «Веяние времени» хранится в коллекции Музея современного искусства. В разобранном виде она занимает несколько объемных ящиков.
Как Рина Зеленая за солью пришла
Творческая многогранность Бориса Мессерера была предопределена семьей и ее кругом: его отец — балетмейстер Асаф Мессерер, мать Анель Судакевич — актриса немого кино, художница по костюмам, двоюродная сестра — балерина Майя Плисецкая. Среди тех, кто окружал с детства будущего художника, были люди театра и кино. Это оказало влияния на формирование личности и видение художника, его способ отображения реальности. Он жил в доме, в котором что ни сосед, то знаменитость.
— Наша квартира была на шестом этаже, — вспоминает Борис Мессерер. — На одиннадцатом жил мой друг — актер «Современника» Игорь Кваша. А на седьмом — народная артистка СССР Рина Зеленая. С ней было связано очень много смешного. Она была с юмором, от нее можно было ждать чего угодно. Помню, однажды утром — звонок в дверь. Открываю, а там Рина Зеленая стоит на коленях и, обращаясь к моей мамочке, говорит: «Анеличка, нет ли у вас немного соли?»
А как-то маленький Боря пошел со знаменитой соседкой на каток во дворе дома, что на Петровке, 26. Ее появление вызывало всеобщий восторг, потому что она хорошо каталась на коньках-снегурочках. Рину Зеленую очень любили дети, ее героини в кино были столь смешны, что каждому хотелось познакомиться с актрисой поближе.
В одном из залов можно посмотреть интервью Бориса Асафовича, где он вспоминает яркие события, судьбоносные встречи. Одна из них была с Киром Булычевым.
— А вы знаете, что это выдуманное имя? На самом деле писателя звали Игорь Можейко, — рассказывает Борис Мессерер. — Когда я в книжном магазине увидел на полке чуть ли не 40 томов его книг, я обалдел, что он столько написал, что он такой великий фантаст Кир Булычев. Для меня он был Игорь Можейко. Пока мы компанией сидели у него дома за столом, он без конца что-то стучал на печатной машинке. Я не понимал меру его серьезности как писателя. Интерес к писательству отступал на второй план перед дружеской беседой. Тогда я это его занятие игнорировал, а сейчас безумно завидую ему, я так и не научился печатать. Мне в этом деле помогает моя супруга Даша.
На выставке представлены портреты известных друзей Мессерера: художников — Льва Збарского, Артура Фонвизина, Евгения Монина, балерин — Сусанны Звягиной, Нины Чистовой.
Балетная семья Мессерера
Один из залов посвящен работе Бориса Мессерера в театре. В полумраке яркими вспышками являются посетителям макеты декораций и холсты со сценами из постановок. В центре — «Конек-Горбунок», балет Родиона Щедрина. Постановка была осуществлена на сцене Большого театра в 1999 году. Для нее Щедриным была сделана новая версия балета, превратившая его в ослепительную русскую феерию, а балетмейстер Николай Андросов представил интересную хореографию. Борис Мессерер «поселил» балет в сказку.
Здесь же можно увидеть макеты к балетам «Спартак» Хачатуряна, «Светлый ручей» на музыку Шостаковича, «Левша» Александрова, эскизы декораций к «Ромео и Джульетте», одноактному балету Чайковского, и, конечно, к «Кармен-сюите» Щедрина. В нем блистала супруга композитора Майя Плисецкая.
Тема балета неразрывно связана с биографией и творчеством Бориса Асафовича. Серия картин «Балерины» представлена в одном из самых больших залов ММОМА. Танцовщицы в разных позициях. А в центре зала — красный портрет второй супруги художника, Беллы Ахмадулиной, выполненный маслом, широкими мазками, в той же манере, что и образы балерин. В соседнем зале — акварели Мессерера. Эту технику художник осваивал у своего наставника, живописца Артура Фонвизина. Акварелью написан портрет третьей супруги Бориса Асафовича, Дарьи. Она была рядом с ним на открытии выставки.
Председатель Союза художника России Андрей Ковальчук пришел на вернисаж не с пустыми руками. Он наградил Бориса Мессерера высшей наградой СХР, золотой медалью Александра Иванова.
Живопись, сценография, офорты выполнены всегда в сложном цветовом решении, а абстракции неизменно полихромны: сама их форма напоминает цветные стекла, складывающиеся в динамичные фигуры; профили и очертания в натюрмортах наслаиваются, двоятся, образуя ритмы и эхо.
Выставка, как предполагают кураторы, собрала в одном пространстве большой путь художника и открывает широкому зрителю малоизвестные, самые далекие от дня сегодняшнего, но чрезвычайно яркие и значимые годы его творческого пути.
Продлится экспозиция Бориса Мессерера до 31 августа. А кому захочется познакомиться с графикой мастера, можно сходить еще в Литературный музей. В Доме И.С. Остроухова в Трубниках проходит выставка, посвященная оформлению литературных произведений. Работает до 29 июня.