Экономика впечатлений: как меняются предпочтения туристов
Эксперты рассказали о новых трендах в сфере путешествий
EN
Портрет российского туриста меняется, рассказывают эксперты. Всё чаще путешественники хотят не просто увидеть что-то, а стать непосредственным участником событий: подоить козу или сесть за руль внедорожника. Уже несколько лет активно набирают популярность оздоровительные и спортивные программы. Путешественники отправляются в поездку, чтобы принять участие, например, в марафонах. Но в трендах и «сонный туризм» — отели даже специальные номера оборудуют. Самые интересные проекты — в материале «Известий».
Побежали поспим
В силу того, что мы сильно перегружены и не всегда умеем нормально отдыхать, появляется запрос на релакс, расслабление, сонный туризм, — рассказала «Известиям» генеральный директор АНО «Центр развития креативного туризма» Юлия Рыбакова.
Отели этот тренд подхватили. Например, в гостинице Rosa Springs 5* в горах Сочи разработали специальную категорию номеров «Здоровый сон» с расширенным меню подушек, бесшумными увлажнителями и очистителями воздуха. Предлагают такое меню и другие курортные отели, а также, например, «Azimut Аэростар» 4* в Москве. В «Domina Пулково» 5* в Санкт-Петербурге есть подушки и для беременных.
При этом Юлия Рыбакова отметила и тренд на умеренную физическую активность.
— Очень популярны спортивные соревнования, но непрофессиональные. Например, забеги и заплывы. А также, йога-ретриты, — добавила она. — Сегодня ведущие оздоровительные курорты предлагают индивидуальные и групповые форматы программ. Это экспедиции в природные заповедники, пешие походы, ретриты в живописных уголках мира, интенсивные оздоровительные марафоны.
Управляющий партнер и основатель компании «Премьер Туризм» Камила Велибекова отмечает рост популярности туров, включающих сочетание детокс-программ, медитаций, дыхательных практик и функциональных тренировок.
— Есть и VIP-активности: индивидуальные занятия с мировыми экспертами — от мастеров йоги и цигун до профессиональных теннисистов и инструкторов по гольфу, — указала собеседница «Известий».
Демократизация экстрима
Набирают популярность и другие активные туры — «с погружением». Путешественники больше не хотят быть просто зрителями — они стремятся стать исследователями и первооткрывателями, — подчеркивает бренд-директор КАЗ «Север» Наталья Анохина.
— На первый план выходят тренды, которые еще несколько лет назад казались нишевыми, а сегодня формируют запросы миллионов. Например, экспедиционный туризм: уже не отдых, а приключение с элементами профессионального испытания. Люди больше не готовы довольствоваться ролью пассажиров. Они хотят сами вести вездеходы, прокладывать маршруты через тундру или ледовые поля, — рассказала эксперт.
Она привела в пример тест-драйв снегоболотоходов «Север» в условиях ледовых полей и «хождений песков» Ольхона.
— Наш опыт на Байкале доказал: даже в экстремальных условиях неподготовленные участники (под контролем инструкторов) успешно справляются с управлением. Это рождает новый тренд — «демократизацию экстрима», где технологии делают сложное простым», — пояснила Наталья Анохина.
По ее словам, экстрим на наших глазах переходит из разряда «не для всех» в область просто еще одного вида активного отдыха.
Но некоторым нужно больше экстрима. Самый яркий тренд, который наблюдается сейчас — это рост интереса к туризму выживания и экстремальным испытаниям, отмечает основатель сервиса бронирования глэмпингов, эко-отелей и баз отдыха «Натуралист» Вали Ковалевский.
— Люди хотят не просто отдохнуть, а проверить свои границы, понять свои возможности. Клубы «выживальщиков» растут как грибы после дождя, — указывает он.
По словам Ковалевского, становятся популярными экскурсии-квесты, когда нужно найти водопад, пещеру или другой объект по картам и подсказкам. А также туры, где учат разводить костер, ставить палатку, ориентироваться. Люди хотят получать практические навыки, а не только слушать рассказы.
Денис Чепрасов, президент Клуба полярных путешествий подтверждает: многим уже недостаточно поехать на пляж или в отель «всё включено».
— Это приводит всё больше туристов к нашим продуктам — например, уникальному круизу на Северный полюс на атомном ледоколе, когда мы не просто достигаем вершины мира, но и посещаем самые северные территории страны, архипелаг Земля Франца-Иосифа, — рассказывает он.
Цифровой детокс
Впрочем, Денис Чепрасов отметил и другие тренды: спрос на экологический туризм и исследование дикой природы, а также на цифровой детокс.
— Тишина, отсутствие мобильной связи и постоянного потока волнующих впечатлений — это уже тренд на цифровой детокс, время без гаджетов. Он привлекает всё больше желающих не развлекаться и щекотать себе нервы, а исследовать этот мир в более спокойном ритме, — пояснил эксперт.
Увеличивается интерес к размещению на природе. Как рассказал заместитель директора по работе с органами власти в сервисе путешествий «Туту» Евгений Малыгин, этот тренд продолжает развитие и через растущий интерес к кемпингам и глэмпингам.
— Этим летом он вырос в несколько раз по сравнению с 2024 годом, — констатирует собеседник «Известий». — Это видно из данных сервиса путешествий «Туту». И внутри страны, и за рубежом — везде рост.
Причин эксперт называет несколько: с одной стороны, развивается сам сервис, а с другой — меняются привычки путешественников. При этом кемпинги становятся удобнее: благодаря развитой инфраструктуре теперь можно и отдохнуть на природе с комфортом, и сэкономить, и устроить себе цифровой детокс.
Екатерина Мовсесян, генеральный директор КРОС, также отметила, что набирают популярность нестандартные форматы путешествий, выходящие за рамки классического отдыха, тоже выделив тренд на туризм с цифровым детоксом, предполагающий отдых без интернета в эко-отелях. Кроме того, по ее словам, в мире растет спрос на путешествия в сочетании с волонтерством — например, помощь в восстановлении лесов или поддержке локальных фермеров. В России в прошлом году таким примером стало спасение птиц, пострадавших от мазута на Черном море.
Урожай собрать, козу подоить
Кстати, поддержка фермеров — направление, которое активно набирает популярность в России. Как сообщил Евгений Мылыгин, согласно опросу ВЦИОМ, шесть из десяти россиян заинтересованы в фермерских маршрутах. Среди главных активностей — дегустации, участие в сборе урожая и покупка фермерских продуктов.
— Минсельхоз поддерживает направление: в частности, фермы и другие объекты могут получить до 10 млн рублей по гранту «Агротуризм», есть и региональные гранты на развитие таких проектов», — отмечает специалист.
Директор по развитию проекта «Мой гектар» Игорь Калинин подтвердил, что люди хотят уехать подальше от города, почувствовать «настоящую» жизнь: работать на огороде, печь хлеб в русской печи, доить козу — и всё это по доброй воле.
Кроме того, по его словам, растет интерес к нестандартным форматам: проживание в избах с печным отоплением, в домах на деревьях, в палатках-куполах. Статистика подтверждает: по данным «Авито Путешествия», за год спрос на посуточную аренду изб в целом по России вырос в 2,5 раза. Увеличивается и предложение. Количество доступных для посуточной аренды изб в целом по стране год к году увеличилось в 2,2 раза.
Игорь Калинин добавил, что гастрономический туризм тесно сплетается с агротуризмом. Главный тренд — локальные продукты и фермерская кухня. Туристу хочется попробовать то, что «только с грядки», сыр из соседней деревни, пироги по бабушкиному рецепту, мед из пасеки у реки.
Вали Ковалевский рассказал о форрэйджинге: сборе дикорастущих съедобных растений. Люди хотят научиться находить пищу в лесу, понимать, что можно есть, а что нельзя. Кулинария на костре, по его словам, это уже не просто шашлыки, а полноценные блюда, приготовленные традиционными способами на открытом огне.
Ужин как спектакль
Интерес к городскому гастротуризму тоже растет. Например, в Калининграде активно продвигается уличная еда. Как отметила Юлия Рыбакова, в последние годы наблюдается активное увеличение гастропутешествий: например в Санкт-Петербурге улица Рубинштейна на этом выросла. Есть места, куда туристы приезжают погулять по ночным клубам. Плюс, по ее словам, появляются новые локации: фудкорты, рынки, общественные и творческие пространства, такие, как «Новая Голландия» или «Севкабель Порт», где можно поесть, погулять, что-то посмотреть, послушать музыку.
В Татарстане, рассказал Евгений Малыгин, есть гастротуры «с погружением»: можно пойти на рынок, приготовить чак-чак с местными, а потом присоединиться к семейному ужину.
По словам Екатерины Мовсесян, интересное направление — историческая кухня, когда рестораны и гастротуры предлагают реконструкцию блюд прошлого, например, дворянской кухни XIX века — и не только. Например, в «Доме Сурановых» в Коломне можно погрузиться в быт купеческой семьи и, соответственно, попробовать блюда, приготовленные в печи по рецептам из семейной поваренной книги.
Камила Велибекова отметила еще один тренд в гастротуризме: иммерсивные ужины — трапеза проходит в необычных локациях в сопровождении театрализованных шоу, живой музыки и интерактивных представлений.
По данным опроса «Туту», 38% респондентов выбирают это направление из-за интереса к местной кухне.
Туры к предкам и за трансформацией
Растет популярность и иммерсивных экскурсий. По словам руководителя сервиса бронирования путешествий по России и миру «Турслет» (входит в «Слетать.ру») Ксении Андрианковой, за этим форматом — будущее, так как это — возможность не просто послушать увлекательный рассказ гида, а в буквальном смысле слова прожить его, прочувствовать через прикосновения, образы и звуки.
Рассказывают эксперты и о других необычных трендах. Например, по словам Евгения Малыгина, один из трендов — генеалогический туризм — поездки на родину предков, в том числе вместе с детьми. Такие путешествия превращаются в семейные приключения и объединяют отдых и исследование личной истории.
Юлия Рыбакова рассказала о трансформационном туризме: люди отправляются в путешествие, чтобы перезагрузиться и осознать изменения.
— Он является частью креативного туризма и экономики впечатлений. Мы все живем в трансформациях, чтобы они проходили легче, есть запрос «хочу измениться быстро и волшебным образом». Путешествие — такая эффективная практика для проживания трансформационных процессов, — пояснила эксперт.
Она отметила, что пока трансформационный туризм не вырос в отдельное направление, но это другой тип продукта. Люди едут, чтобы научиться чему-нибудь необычному.
— Например, на Алтае через разные активности — медитативные, танцевальные, природные — ты начинаешь больше себя узнавать, учишься восстанавливать контакт с собой, своим телом, — указала Юлия Рыбакова.
Еще один пример, по ее словам, это — Архангельская область и Национальный парк «Кенозерский», в котором туристы погружаются в культуру и образ жизни местных жителей.
— Знакомясь с ними, узнавая их картину мира, ты во многом меняешь свой мир. Погружаешься в природные ландшафты Русского Севера, пробуешь еду, живешь как местные жители, песни поешь, гуляешь и меняешься», — рассказала собеседница «Известий».
Новые точки притяжения
Кстати, учитывая новые запросы, меняется и география путешествий. Как подчеркнула Ксения Андрианкова, наблюдается тренд на выбор путешествий в малоисследованные и не популярные регионы.
— Раньше туристы «бежали» за популярными и распиаренными туристическими локациями. Сейчас же всё чаще поступают запросы на туры в малоизвестные и труднодоступные, но при этом очень интересные точки притяжения. Еще один интересный тренд, который мы замечаем — путешественники стали реже выбирать туры и экскурсионные программы, сочетающие в себе сразу несколько направлений, например, тур по регионам Кавказа — наоборот, хотят максимально погрузиться в культуру и историю одного места, — подчеркивает специалист.
Екатерина Мовсесян отметила, что на популярность направлений сильно влияют соцсети: вирусные ролики могут в одночасье сделать модным ранее неизвестное место.
— Также важную роль играют блогеры и микро-инфлюенсеры, особенно локальные, которым туристы доверяют больше, чем традиционным медиа. Самый последний тренд — это планирование индивидуальных маршрутов с помощью нейросетей, — добавила она.
Спрос на средства размещения тоже трансформируется. Интерес к эко-отелям выходит за рамки выбора кемпингов, глэмпингов, изб. Евгений Малыгин подчеркнул, что путешественники обращают внимание, прошел ли отель сертификацию, использует ли светодиодные лампы и водосберегающую сантехнику. Таким требованиям, например, отвечают многие гостиницы Красной Поляны. На сегодня, уточнил эксперт, 30 регионов РФ признаны экологически продвинутыми — об этом говорят результаты исследования устойчивого развития туризма в регионах Национального рейтингового агентства и ESG-лаборатории при МГУ.
Цена, расположение и качество туристического жилья остаются ключевыми факторами выбора для российских путешественников, подчеркнула исполнительный директор платформы Bronevik.com Марина Гончаренко. Но в то же время набирает силу встречный тренд — рост спроса на достаточно дорогие отели с особой концепцией. Здесь решающую роль играет не цена, а атмосфера и уникальный пользовательский опыт. Такие объекты предлагают не просто ночлег и завтрак, а впечатления: оригинальный дизайн, ярко выраженный локальный стиль, экологичность, творческую или урбанистическую эстетику.
Как изменится туризм
Смена поколений влияет на концепции отдыха, так как у разных возрастных групп отличаются предпочтения, поведение и требования к путешествиям, признает доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма ГУУ Вадим Жуков.
— Это влияет на формирование туристических предложений, выбор форматов отдыха и тенденции в индустрии. Переход от классического туризма в формате осмотра достопримечательностей к сервисному продукту, предлагающему эмоции и впечатления, — современный тренд, под влиянием которого будет происходить трансформация туристической отрасли, — прогнозирует эксперт.
По его словам, внутренний туризм будет развиваться, используя интерактивные формы взаимодействия с принимающей стороной, позволяющие раскрыть творческий потенциал самих путешественников, сделать их соавторами своего отдыха. Вадим Жуков подчеркнул, что организаторам туров принципиально уже сегодня осваивать проектирование впечатлений, event-технологии, добавлять иммерсивность и вовлекать местных жителей в организацию привлечения и обслуживания туристов.