Авто

Маск-халатность: почему в РФ всё чаще горят электромобили

Пожарные рассказали о способах тушения возгораний электротранспорта

Маск-халатность: почему в РФ всё чаще горят электромобили

EN

Маск-халатность: почему в РФ всё чаще горят электромобили

Увеличение числа электротранспорта на дорогах приводит к росту количества происшествии с ними, в том числе и возгораний. За год число таких инцидентов увеличилась на треть. На прошедшей стратегической сессии по развитию электротранспорта представители МЧС, эксперты, а также производители электромобилей и батарей к ним обсудили вопросы безопасности. Подробности — в материале «Известий».

Безопасность, а не угрозы

Рост числа электромобилей и зарядной инфраструктуры влечет за собой дополнительные риски возникновения пожаров и возгораний. Об этом на стратегической сессии по развитию и безопасности электротранспорта в Москве заявил министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Куренков. Он отметил, что для предотвращения таких происшествий, а также для ликвидации их последствий необходима модель реагирования, которая будет учитывать современные научные исследования, международный опыт и практические наработки пожарно-спасательных подразделений.

— Инновации должны нести в себе безопасность, а не угрозы, — подчеркнул глава МЧС.

Маск-халатность: почему в РФ всё чаще горят электромобили

По данным ведомства, в прошлом году в России было зафиксировано 120 пожаров с участием всех видов электротранспорта, в том числе с электромобилями, трамваями, электромотоциклами, электросамокатами и другими СИМ. В 2023 году их произошло 89. Таким образом, за год число таких происшествий увеличилось на треть.

По словам начальника ГУ пожарной охраны МЧС России Валентина Нелюбова, 40% возгораний электрокаров происходит во время их хранения, 30% — во время их зарядки, еще 30% — связаны с ДТП.

— У нас есть опыт тушения электромобилей. Однако наличие высоковольтных систем, затрудненный доступ к блокам аккумуляторов, риск их повторного возгорания, выбросы токсичных газов при горении аккумуляторов делают тушение электромобилей более сложной задачей, — заявил он

Маск-халатность: почему в РФ всё чаще горят электромобили

Представитель МЧС рассказал, что при тушении горящих электромобилей применяются различные методы: это и охлаждение самой машины и аккумуляторов большим количеством воды, и контролируемое сжигание, когда пожарные позволяют батарее полностью выгореть, не допуская распространения огня на другие объекты, и метод погружения, когда горящий электрокар при помощи спецтехники целиком помещают в специальный контейнер, наполненный водой. При этом, отметил Валентин Нелюбов, в настоящее время не существует универсального метода борьбы с возгоранием электрокаров.

100 т воды

Тяговые батареи электротранспорта состоят из множества различных компонентов, что зачастую требует взаимоисключающих способов их тушения, отмечает начальник кафедры пожарной техники Академии ГПС МЧС России, кандидат технических наук Олег Двоенко. Кроме того, дополнительными факторами, усложняющим работу спасателей при тушении электрокаров, являются высокое напряжение в зоне горения, а также опасность взрыва, добавил он.

Маск-халатность: почему в РФ всё чаще горят электромобили

— Горение батареи электромобиля, это пожар сразу двух классов — D (горение металлов и металлосодержащих веществ) и Е (горение установок и оборудования, находящихся под электрическим напряжением). Это требует комбинированных методов и способов тушения, — подчеркнул Олег Двоенко.

По его словам, одним из способов ликвидации возгорания тяговых батарей является применение распыленной воды. Правда, для тушения электрокара ее требуется значительно больше, нежели для обычного автомобиля, отметил он.

— Практика показывает, что только на ликвидацию открытого пламени и охлаждение электромобиля и батареи может потребоваться до 100 тыс. л воды, при этом само тушение одной машины занимает несколько часов, — рассказал Олег Двоенко.

Предупредить и предотвратить

Основная опасность, которая несет в себе тяговая батарея, — это возможность так называемого теплового разгона, при котором резко повышается ее температура, что и приводит к пожару, рассказал главный конструктор ООО «Рэнера» Глеб Тагиров. К этому приводит внешний нагрев батареи, внутреннее короткое замыкание, ее заряд при низкой температуре, механические повреждения и другие факторы неправильной эксплуатации, отметил он. При этом на ранней стадии «тепловой разгон» сопровождается выделением различных опасных газов еще до появления пламени, подчеркнул Глеб Тагиров.

Маск-халатность: почему в РФ всё чаще горят электромобили

— Наша задача как разработчика тяговой батареи не только обеспечить ее безопасность за счет обеспечения правильных режимов эксплуатации, но и заранее сообщить пользователю о том, что с батареей что-то происходит. Это даст возможность предупредить и не допустить негативного развития событий на ранней стадии, — заявил он.

Для этого батареи, выпущенные компанией «Рэнера», оснащаются датчиками утечки, газоанализаторами, развитыми алгоритмами системы контроля и управления батареей, позволяющими извещать заранее о потенциальных проблемах, рассказал Глеб Тагиров. Кроме того, компания ведет работу над внедрением новых химических источников тока с перспективой замены жидкого электролита на полутвердотелый и твердотелый, а также разрабатывает более пожаробезопасные химические источники тока, отметил он.

Маск-халатность: почему в РФ всё чаще горят электромобили

— Как производитель аккумуляторных батарей для общественного и коммунального электротранспорта, видим особую важность обсуждения вопросов безопасности в широкой повестке. Это повысит не только эффективность, но и безопасность эксплуатации электротранспорта», — отметила генеральный директор компании «Рэнера» Анастасия Михайлова.

Работа с картами

Важным подспорьем в работе пожарных и спасателей, ликвидирующих последствия ДТП или пожара с электротранспортом, являются так называемые карты спасения, считают эксперты. Они представляют собой схемы того или иного автомобиля, на которых отмечены места усиления кузова, рекомендованные области его вскрытия и резки, данные о местах расположения подушек безопасности, газогенераторов, электродвигателей, аварийных включателей и размыкателей высоковольтных систем, данные об аккумуляторных батареях, их форме, типе, мощности и т. д.

Маск-халатность: почему в РФ всё чаще горят электромобили

— На сегодняшний день существует 1915 «карт спасения». При этом по новым китайским моделям, включая электрокары и гибриды, они либо отсутствуют, либо спасателям приходится самостоятельно искать по ним информацию, — рассказал заслуженный спасатель РФ, старший научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС Кирилл Бородин.

По его словам, нередко автопроизводители отказываются предоставлять такую информацию, ссылаясь на техническую тайну разработок и интеллектуальную собственность. В МЧС предложили обсудить решение этой проблемы в том числе за счет ограничений на сертификацию новых моделей, если производитель не предоставил «карту спасения».

— Мы намерены обсудить с Минпромторгом возможность ограничений в выдаче ОТТС на транспортные средства, если на них не представлены «карты спасения», — заявил в ходе круглого стола по безопасности электротранспорта представитель департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС России Антон Доротюк.

«Карта спасения» действительно необходима спасателям, работающим на ликвидации ДТП или пожара с участием электрокара или гибрида, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Для таких моделей введение ограничений при сертификации вполне обосновано, полагает он. Однако вводить такие же требования и для автомобилей с ДВС не стоит, считает эксперт.

Маск-халатность: почему в РФ всё чаще горят электромобили

— У гибридов и электрокаров может быть разная форма батареи, ее емкость, мощность, размеры — эти данные спасателям необходимо знать заранее, чтобы максимально эффективно потушить такую машину или знать, в каком месте ее точно нельзя резать при ДТП, чтобы не повредить ту же батарею. Автомобили с ДВС, если речь не идет о какой-то спецтехнике вроде инкассаторского броневика, по конструкции очень похожи друга на друга, и спасатели давно знают, где расположены подушки, где лучше разрезать или отогнуть тот или иной элемент кузова, чтобы достать из салона пострадавших, — считает Максим Кадаков.

Парковочная проблема

Серьезные опасения специалистов вызывают вопросы парковки электромобилей на многоэтажных подземных стоянках. Кстати, в некоторых странах оставлять там «электрички» и гибриды запрещено. Поскольку возгорание таких моделей сопровождается большим количеством дыма, содержащим в себе крайне опасные вещества вроде синильной кислоты и фтористого водорода, стоянки для них должны быть оборудованы особо мощными системами дымоудаления, отмечают эксперты.

В МЧС России отмечают, что ведомством разработан свод правил в отношении пожарной безопасности парковок для электрокаров. В нем учтены предложения отраслевых организаций и международная практика. Например, согласно предложенным требованиям, намечено ограничить распространение потенциального пожара внутри парковочных мест с использованием противопожарных преград. Это позволит уменьшить масштабы возможного пожара, защитить от огня соседние машины, обеспечить более быструю ликвидацию таких возгораний. В МЧС уточнили, что сейчас документ проходит процедуры согласования в технических комитетах по стандартизации.

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»