Общество

«Нынешние результаты ЕГЭ — это прорыв года»

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев — о результатах выпускных экзаменов-2025, тренде на инженерные специальности и отмене ГИА

«Нынешние результаты ЕГЭ — это прорыв года»

EN

«Нынешние результаты ЕГЭ — это прорыв года»

Интерес к естественно-научному профилю у выпускников растет, а значит, вузы получили возможность выбрать лучшие кадры для подготовки специалистов. Об этом, а также о ситуации с русским языком у детей мигрантов, демоверсиях ЕГЭ и перспективах отмены Единого государственного экзамена на полях ПМЭФ «Известиям» рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Анзор Музаев.

«Инженерные науки и кадры — самый необходимый сегодня для экономики ресурс»

— Основной период ЕГЭ в этом году уже закончился, остались только резервные дни и пересдачи. Можно ли уже подвести какие-то предварительные итоги? Были ли какие-то сюрпризы или неприятные инциденты в этом году?

— Да, основные дни экзаменов закончились. На этой неделе стартовали резервные дни. Большая часть выпускников успешно справилась с заданиями, получает результаты и не будет пользоваться резервными днями. На основе этой статистики можно сделать достаточно уверенные выводы по средним баллам и по количеству участников ЕГЭ в 2025 году. Я хочу поздравить всех участников образовательного процесса, считаю, что этот год для всех оказался успешным.

В начале года президент России Владимир Путин на совещании с ведомствами обратил внимание на трудности с естественно-научными предметами: химией, биологией, математикой, физикой. Их сдают меньше, а результаты — хуже. А ведь инженерные науки и кадры — самый необходимый сегодня для экономики ресурс. Подготовка таких кадров — важная задача для общества и вузов. В этом году мы получили значительный рост желающих сдавать естественно-научные предметы. Выпускники не просто заявились — они пришли на экзамены и сдали их. При этом удалось сохранить средний балл экзамена. Ведь часто бывает, что когда значительно возрастает количество выпускников, средний балл падает.

— Какие результаты показали выпускники по физике, профильной математике, биологии и химии?

Средний балл сохранился. Это говорит о том, что сохранилось и качество. По ряду позиций мы видим серьезные улучшения. ЕГЭ по химии в этом году сдавали на 6 тыс. человек больше, чем в прошлом, профильную математику — на 30 тыс. Рост на 8-10%, это большой шаг. Даже когда увеличивалось число сдающих информатику, показатель не рос такими темпами. А раньше мы радовались плюсу в 500 человек. В 2025 году за основу для подсчетов мы взяли планку 60+ баллов.

Оказалось, что количество выпускников, набравших за один экзамен более 60 баллов, увеличилось на 4,5 тыс. в сравнении с 2024 годом. Это более 10%. Кроме того, уменьшается или остается на том же уровне число тех, кто не смог преодолеть минимальный порог. Биологию, второй предмет по популярности при выборе ЕГЭ, сдавали на 8 тыс. выпускников больше — рост на 7%. Средний балл по предмету сохранился, а количество выпускников, сдавших экзамен на 60+ баллов, увеличилось на 3 тыс. человек — до 48 тыс. Физику в 2025 году сдавали на 13 тыс. больше учеников, чем в 2024-м. На 60+ баллов написали предмет 49 тыс. выпускников. Средний тестовый балл немного, правда, снизился, но в рамках погрешности на тысячу человек.

— Как вы оцениваете такие показатели?

— Эти цифры означают, что в этом году конкурс в университеты будет более качественный. Вузы смогут выбрать самых лучших ребят, поэтому университеты подготовят высококвалифированных специалистов. Мы наконец-таки входим в тренд на то, что выпускники школ начинают выбирать естественно-научные предметы, планируют быть инженерами и поступают в профильные вузы. Это именно то, что требуется экономике нашей страны сегодня. Это прорыв года.

«После статьи «Известий» мы еще раз направили субъектам письма о том, что оплата услуг не должна носить условный характер»

— Вы ожидали подобных результатов по ЕГЭ? Может быть, у вас получилось предсказать такие показатели, смотря на итоги всероссийской проверочной работы (ВПР)?

—- Результаты по ВПР выгружаются не сразу, потому что объем работ больше. Так, полный анализ ВПР мы получаем только к августу. С одной стороны, результаты по ЕГЭ для нас были неожиданными, а с другой стороны — нет. Ведь все-таки за эти годы было учреждено и внедрено много программ. Вузы и школы проводят больше профориентационных занятий. Есть и фон: с 2022 года не хватает инженеров, в этой области растут зарплаты, тут можно быть успешным. Это в том числе повлияло на результаты. Мы боялись, что этот процесс будет идти значительно медленнее.

— Не повторится ли история экономистов и юристов, когда все стали получать экономическое и юридическое образование, и на рынке образовался переизбыток. Может ли такая ситуация произойти с инженерами?

— Согласно прогнозам, запрос на инженеров сохранится еще пять лет, если не больше. Сегодня мы точно еще не достигли пика. Судя по рынку труда, нет перенасыщения инженерами. Поэтому родители и выпускники могут не переживать за будущее. К тому же, с образованием инженера перед человеком открыто много возможностей, большой выбор треков. Можно провести аналогию с айтишниками. Таких специалистов не хватало, был большой запрос. Поэтому многие стали сдавать информатику. Дальше случилось охлаждение. Число сдающих ЕГЭ по информатике не растет, где-то даже снижается.

— «Известия» писали, что учителя во многих регионах отказываются участвовать в организации проведения ГИА из-за низкой оплаты — 120-150 рублей за полный рабочий день. Есть уже какие-то варианты решения этой проблемы?

— Финансирование за ОГЭ и ЕГЭ должно обеспечиваться регионами России. После этой статьи мы еще раз направили субъектам письма о том, что оплата этих услуг не должна носить условный характер. Когда пройдет государственный экзамен, мы повторно промониторим эту ситуацию, посмотрим, насколько она изменилась. Но отмечу, что нет ни одного субъекта, ни одного пункта проведения экзамена, в котором он был бы сорван из-за низких выплат.

«Чтобы что-то отменить, надо что-то представить взамен»

— Об отмене ЕГЭ говорят уже много лет. И в апреле Госдума в очередной раз отказалась рассматривать отмену ЕГЭ. Не очень понятно, зачем создаются такие предложения? Все-таки продавливается идея об отмене или люди просто играют на нервах родителей? Есть малейший шанс, что все-таки государство пойдет на отмену ЕГЭ?

— Чтобы что-то отменить, надо что-то представить взамен. Да, в ковид стоял вопрос о проведении ЕГЭ. И вузы сами просили не отменять ЕГЭ. То есть, когда реально нависла угроза, даже те, кто критиковал ЕГЭ, сказали: «Нет, пусть сдают ЕГЭ, мы же не можем оставить студентов без набора в университеты». Предложения об отмене госэкзамена — это больше заявления для привлечения внимания. Не отменяем ЕГЭ, потому что никто не предлагает новой модели. Даже когда возникают подобные круглые столы, мы обсуждаем «воду». По существу нет предложений.

— В июне на Госуслугах закончился опрос на тему отказа от публикации демоверсии ЕГЭ. Зачем менять демоверсию? Что показал опрос?

— Много вопросов было связано с натаскиванием учеников. Некоторые считают, что демо-версия ЕГЭ — ориентир, помогающий глубоко не готовиться к нему, что под демоверсией люди понимают структуру экзамена следующего года. Может быть, без этой базы ученики будут спокойнее, станут каждый день ходить на уроки, заниматься, готовиться без оглядки на структуру и задачи экзамена. Подавляющее большинство не поддержало предложение отменить публикацию демоверсий. Мы видим, что учителям и будущим выпускникам нравится, что этот инструмент есть. Выводов пока из опроса мы не сделали. Но в этом году демоверсии мы точно будем публиковать. Более того, мы введем изменения. В демо 2025 года будут ссылки на то, в каком классе и по какой теме ученик проходил этот материал.

«55% детей мигрантов успешно сдали тест по русскому языку»

— Отойдем от ЕГЭ. Большинство будущих школьников среди детей мигрантов не справились с тестами по русскому языку. Что сейчас планируется делать? Будете организовывать экспресс-курсы или сажать детей в классы без знания языков, как это делают, например, в Германии?

— По примеру Германии мы работали до принятия поправок. Пришли к печальным результатам: конфликты в школах, проблемы для учителей, что приводило к межнациональной розни. Пример Германии, их миграционная политика провальная, это нехороший опыт. К счастью, мы ушли от него. Сейчас действуют новые требования. Родитель должен предъявить пакет документов, в котором будет информация и о нем, и о том, как он будет исполнять свои родительские права, что не перевесит их на государство, что родитель платежеспособен, находится в России по закону. Второе требование — ребенок должен знать русский язык на том уровне, на каком его знают наши дети. И из недавно сдававших экзамен детей мигрантов 55% из 509 успешно его сдали. Остальные не справились.

— Что делать этим 45%?

— Они могут повторно сдать экзамен через три месяца. А подготовка ребенка — обязанность родителей. Они должны следить, чтобы ребенок занимался, а не шатался и создавал конфликтные ситуации. Сейчас мы выстраиваем эту систему. МВД будет вести контроль за мигрантами. Мы выстраиваем новую систему, она начала работать и дает первые плоды. Нашим гражданам надо набраться терпения, чтобы механизм полностью заработал.

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»