Преприятное известие: «Ревизор» стал самым дорогим спектаклем Театра армии
Масштабная постановка выполнена в жанре мюзикла
0
EN
Следите за нашими новостями в удобном формате
Есть новость? Присылайте!
Масштабное зрелище, «спектакль-фейерверк» с «балканскими мотивами» — так презентуют зрителю новый спектакль «Ревизор» в Театре Российской армии. Пошиты сотни костюмов, на сцене — поющий балет, в яме — духовой оркестр. Главная звезда постановки — Александр Балуев, который играет Городничего. «Известия» побывали на премьере и оценили размах.
Новый «Ревизор» — мюзикл
Мюзикл — новый жанр для Театра Российской армии, хотя в репертуаре и есть музыкальные постановки. Эта форма требует не только хороших вокальных данных, но и умения двигаться во время пения. Не все драматические артисты обладают такими навыками. К счастью, труппа прославленного театра включает ряд универсалов, которые вполне способны выполнить такое задание.
— Когда полгода назад певец Глеб Матвейчук пришел к нам с идеей поставить музыкального «Ревизора», мы сразу поняли: это наш материал. Острохарактерная, насыщенная веселыми мелодиями комедия, — рассказала директор театра Милена Авимская. — С первой читки мы увидели, что Глеб правильно расставил акценты.
Глеб Матвейчук уже десять лет занимается режиссурой. «Ревизор» — его первая работа в Театре армии. Кроме того, Матвейчук — еще и композитор спектакля. На руку ему сыграло то, что у пьесы в этом году юбилей, 190 лет.
— «Ревизор» стоит особняком в моей композиторской деятельности, перед собой я поставил задачу расширить смыслы классической комедии с помощью музыки, — поделился Глеб Матвейчук. — Музыка написана в балканской стилистике. Именно это создает эффект балаганщины. Гротеск здесь — не просто визуальный элемент, а средство выражения черт персонажей, зеркало, отражающее реальность. Мне хотелось подчеркнуть скрытые страхи, пороки, страсти персонажей и сделать их более яркими и запоминающимися.
Создатели утверждают, в тексте Гоголя не изменено ни слова. Но это только в том тексте, который произносится в драматических частях. А вот у музыкальных номеров текст свежий, это сразу чувствуется. Стихи к ариям писали Карен Кавалерян и Глеб Матвейчук, и контраст между аутентичным и новым текстом становится своего рода диалогом, хотя зрителя может сильно раздражать. Время действия сохранено гоголевское, начало XIX века. А на сцене творится настоящий балаган.
— Зритель вовлечен в атмосферу балканской музыки со всеми ее колоритом, инструментами, мелизмами, многоголосьем, — говорит музыкальный руководитель спектакля Михаил Елисеев. — Мы показываем классическую историю произведения «Ревизор», но как будто снятую в жанре абсурдной комедии.
Для создания праздника на сцене было сшито полторы сотни костюмов. Это ручная работа, вплоть до изготовления основы. Художник по костюмам Елена Симонова придумала 87 уникальных принтов, которые были нанесены на ткани. Из них и шили. Как говорит Милена Авимская, в театре еще не было постановки с таким количеством костюмов. Это самый дорогой гардероб для спектакля.
Для постановки отобрали поющих танцоров из своей труппы, кроме того, пригласили на конкурсной основе 12 артистов мюзиклов. Каждый день — по три репетиции. С ними занимались педагоги по вокалу, хореографии. Балканские мелодии без духовых инструментов сложно представить. Наняли трубачей, гобоистов, саксофонистов, волторнистов. Получилось что-то вроде саундтреков к фильмам Кустурицы.
Кто играет в «Ревизоре»
Сюрпризом для зрителей стал Александр Балуев в роли Городничего. По словам директора театра Милены Авимской, народный артист России с удовольствием отреагировал на предложение. Роль большая, комедийная, с отягощением — артисту пришлось открывать новые грани своего таланта и пробовать себя в качестве комедианта-вокалиста. Оказалось, что у Александра Николаевича практически бас.
Но освоением партий Городничего Балуев не ограничился. Он здесь танцует. Двигается на сцене оригинально. Лихо приплясывает в паре с заслуженной артисткой России Анастасией Бусыгиной, исполняющей роль супруги Городничего Анны Андреевны. Та — комикующая, пластичная. Даже нарочито яркий грим не сделал из актрисы клоунессу. Она оставалась такой же женственной и соблазнительной, какой ее привыкли видеть театралы.
На роль дочери, Марьи Антоновны, режиссер пригласил Екатерину Лютову. Высокая актриса рядом с миниатюрной «матерью» смотрелась комично. Так и должно быть: Гоголь пишет, что временами Марья Антоновна напоминает трехлетнего ребенка. Героиня, даром что большого роста, хлопает ресницами, невпопад смеется и демонстрирует потенциальному жениху Хлестакову длинные ноги.
Хлестаков — Дмитрий Ломакин. Поет, танцует, делает акробатические трюки. Чувствуется спортивная подготовка.
— Мы проделали титаническую работу, все цеха приложили к этому руку, — поделился Дмитрий Ломакин. — Никогда не думал, что Гоголя можно спеть, но оказалось — можно. Мы не пытались таким образом опустить автора до себя, а через этот жанр хотели дотянуться до Гоголя. Он во главе этой истории.
Театру армии удалось пригласить на постановку Марию Порошину. Она обычно снимается в кино, а на сцене ее можно увидеть разве что в антрепризных проектах. Директор, увидев работу приглашенной звезды, изумилась: «Мария Порошина, оказывается, может быть горячей и острой, в отличие от того образа, к которому мы привыкли: милая, добрая, изящная. Это будет открытие для зрителей».
Спектакль технически сложный. Для постановки использовалось дополнительное оборудование. Как говорит директор, на что не хватило средств купить, то взяли в аренду. Декорационный цех создал двухуровневую сценографию. Зрители аплодировали масштабу, юмору и задумке стоя. Кто-то хвастался, что купил билеты на следующий показ. А снобы ворчали, что у Гоголя такой текст, что можно было бы не писать стихи, а просто спеть то, что в пьесе, и получилось бы еще лучше.