Зажигалка: внедорожник из Тольятти получил новые мотор и подвеску
На тесте «Известий» — Lada Niva Sport
EN
За свою почти полувековую историю (производство «Нивы» началось в 1977 году) этот автомобиль пережил немало этапов модернизации. У машины менялись моторы, слегка изменялась внешность. Но самое радикальное, а в некотором смысле даже революционное изменение классическая «Нива» получила только в этом году. В день своего 48-летия внедорожник из Тольятти обрел версию Sport с мощным 122-сильным двигателем и совершенно новой задней подвеской. Что дали эти изменения автомобилю, выяснял корреспондент «Известий».
Трансплантация органов
Самая важная метаморфоза, которая произошла с автомобилем, — это появившийся под ее капотом совершенно новый двигатель. Впрочем, новый он только для «Нивы». Справедливо решив, что форсировка 1,7-литрового восьмиклапанного мотора мощностью 83 л. с., которым оснащаются обычные тольяттинские внедорожники, значительного «прилива сил» не даст, инженеры сразу решились на «пересадку сердца». Донорский «орган» искать долго не пришлось — им стал 1,6-литровый 16-клапанный силовой агрегат мощностью 122 «лошади», знакомый по «заряженной» версии Lada Granta Sport. В результате автомобиль получил полуторную прибавку в мощности.
Niva Sport щеголяет красно-черной отделкой интерьера. В салоне автомобиля исчезли все подстаканники, зато внедорожник из Тольятти впервые получил регулировку руля. Правда, только по углу наклона
Несмотря на то что у нового мотора близкий «генетический код», вероятность его отторжения у внедорожного «пациента» всё же была. Его «пересадка» осложнялась тем, что, если на переднеприводном «доноре» двигатель располагался поперечно, то под капот «Нивы» его надо было внедрить продольно, развернув на 90 градусов. В целом, операция прошла удачно — значительно более крупный «шестнадцатиклапанник» успешно втиснули в тесное подкапотное пространство «Нивы». Правда, без осложнений не обошлось: крепившееся на чашке левого переднего амортизатора под капотом запасное колесо пришлось «ампутировать», положив вместо него в багажник «протез» в виде баллончика с герметиком. А вот домкрат, как и прежде, закреплен под капотом на левом крыле.
Волк в овечьей шкуре
Увеличение мощности сразу в полтора раза не могло не сказаться на динамике. Если обычная «Нива» до 100 км/ч разгонялась за 17 секунд, то версия Sport разменивает первою «сотню» за 11,8 секунды. Конечно, это тоже не спорткар, однако многих соседей по потоку, привыкших к неспешности внедорожника из Тольятти, неожиданная прыткость Niva Sport всё же удивляет. Тем более что «заряженная» версия снаружи мало чем отличается от классической.
Под капотом «Нивы» — 16-клапанный 1,6-литровый мотор мощностью 122 л.с. Он занял всё подкапотное пространство, поэтому для «запаски» места не осталось
Niva Sport — первая серийная «Нива», получившая задние дисковые тормоза
Задний мост лишился тяги Панара – ее функцию выполняют два верхних рычага и стабилизатор поперечной устойчивости
Нижние рычаги, на которых покоится задний мост, дополнительно усилены наваренными «косынками»: на первых партиях машин они гнулись при даже относительно небольших нагрузках
На бездорожье на Niva Sport следует быть аккуратнее — на крупных неровностях задние колеса машины упираются в пластиковые накладки на арках и могут их оторвать
Правда, чтобы добиться динамичного разгона, мотор приходится постоянно держать «в тонусе». На низких оборотах он не боец. При старте с места особых проблем не возникает даже у людей, впервые севших за руль машины с «механикой». Но пока стрелка тахометра не перемахнет отметку в 3–3,5 тыс. оборотов в минуту, кажется, что внедорожник вообще «не едет». Зато после этого автомобиль ускорится весьма бодро — главное, не лениться вовремя переключать передачи.
Тем более что делать это стало гораздо удобнее: Niva Sport получила новый механизм переключения передач. Если на обычной «Ниве» рычаг КПП торчит прямо из коробки, то на версии «Спорт» появилась кулиса с дополнительной тягой. Это позволило перенести сам рычаг пятиступенчатой механики ближе к водителю — для включения пятой скорости уже не надо тянуться. Да и сам рычаг стал длиннее, на нем появился массивный набалдашник, удобно ложащийся в руку. Единственный минус — на кочках нет-нет, да и выскочит вторая передача…
Энергоемкость подвески Niva Sport позволяет мчать по приличным ухабам, не опасаясь «пробоя»
Кстати, управление полным приводом — активация понижающей передачи и блокировки межосевого дифференциала — на Niva Sport осуществляется одним рычагом. На обычной «Ниве» этим заведуют два отдельных «костыля».
Ходовая революция
Серьезно изменилась и ходовая часть — в частности, задняя подвеска. На обычной «Ниве» стоит «тяга Панара», страхующая задний мост от перемещений в поперечном направлении относительно кузова автомобиля. На версии «Спорт» он покоится на двух нижних продольных рычагах, а еще два верхних как раз и выступают в качестве альтернативны той самой «тяги Панара». Плюс к тому — стабилизатор поперечной устойчивости для снижения крена в поворотах.
Клиренс Niva Sport составляет 22 см — на 2 см больше, чем на обычной «Ниве»
Эти изменения положительно сказались на «асфальтовых» повадках машины. «Нива» стала гораздо стабильнее вести себя на дороге, не шарахаясь в колее и не спрыгивая с траектории, если в повороте оказывается неровность. Меньше стали и крены в виражах.
Сиденья на версии «Спорт» отличаются от тех, что установлены на обычной «Ниве», только обивкой
Niva Sport получила новый механизм переключения передач, что позволило перенести рычаг КПП ближе к водителю. Включение понижающей передачи и блокировки межосевого дифференциала осуществляется одним рычагом
В попытках улучшить эргономику машины, конструкторы избавили «Ниву» от перекошенного, относительно центральной панели, руля. Однако из-за этого «баранка» оказалась заметно смещена влево относительно панели приборов – половина шкалы спидометра перекрыта ободом руля
На задних местах места, к сожалению, не прибавилось – взрослому человеку сзади на «Ниве» тесно
Штатные галогеновые фары светя тускло. Спасают установленные на заводе дополнительные «прожекторы», которые работают только вместе с дальним светом
При этом спортивная версия, по ощущениям, стала более «заносчивой» — при избытке тяги автомобиль активнее «метет хвостом». Причина — не только модернизированная задняя подвеска, но и существенно увеличившаяся мощность. Однако начавшийся занос без труда корректируется рулем и снижением тяги на колесах, даже для неопытного водителя это не станет пугающим сюрпризом. При определенном уровне подготовки «пилота» Niva Sport вполне позволит похулиганить в «раллийном» стиле. Отдельной похвалы заслуживает поведение машины на разбитой грунтовке: энергоемкость подвески позволяет мчать по приличным ухабам, не опасаясь «пробоя».
Niva Sport гораздо стабильнее ведет себя на дороге, не шарахаясь в колее. Заметно улучшилась динамика: до 100 км/ч версия «Спорт» ускоряется за 11,8 с — на 5 с быстрее обычной «Нивы»
А вот на бездорожье на Niva Sport стоит быть аккуратнее, чем на обычной «Ниве». Во-первых, у модернизированной задней подвески несколько уменьшился ход. Из-за этого риск диагонального вывешивания возникает раньше. Кроме того, рычаги в задней подвеске при преодолении крупных неровностей работают на больших углах излома — насколько хватит сайлент-блоков в таких условиях можно только гадать. Да и сами нижние рычаги в задней подвеске на первых партиях машин гнулись на относительно безобидных препятствиях, впоследствии инженерам их пришлось усилить дополнительными наваренными «косынками» из толстого металла. Еще один неприятность — риск оторвать пластиковые накладки на задних арках. При больших ходах подвески в них упираются 17-дюймовые колеса.
«Спорт» в цене
В настоящий момент Lada Niva Sport — это самая дорогая версия «Нивы». За нее просят без малого 1,7 млн рублей, в то время как обычная Niva Legend в зависимости от уровня оснащения обойдется в 1,06–1,21 млн рублей. Разница, безусловно, существенная. Но в активе версии Sport более современный и значительно более мощный мотор, задние дисковые тормоза (на обычных «Нивах» они барабанные), усовершенствованная задняя подвеска. При этом, как рассказал «Известиям» директор по продуктам и программам АвтоВАЗа Олег Груненков, у Niva Sport «немножко гарантийный пробег уменьшился, потому что там нагруженность больше на больших передачах»…
Lada Niva Sport – это самая дорогая версия «Нивы». За нее просят без малого 1,7 млн рублей