История

Месть или ритуал? Раскрыта тайна статуй женщины-фараона Хатшепсут

Статуя Хатшепсут.

В истории Древнего Египта было всего несколько женщин, принявших титул фараона. Одна из них — Хатшепсут, чье 22-летнее правление (1479–1458 годы до н. э.) стало эпохой невиданного расцвета. Она строила величественные храмы, снаряжала торговые экспедиции и военные походы, укрепляла страну после периода упадка.

Но после смерти Хатшепсут случилось нечто странное: почти все её изображения были методично уничтожены. Долгое время историки считали это актом мести со стороны её преемника Тутмоса III. Однако новое исследование канадского египтолога Джун Йи Вонг из Университета Торонто предлагает альтернативу: возможно, это был не просто вандализм, а сложный ритуал «деактивации». То есть процедура лишения умершей царицы сакральной власти.

Парадокс разрушенных памятников

Археологи уже более века ломают голову над странной закономерностью: статуи Хатшепсут разрушены с поразительной избирательностью. В то время как изображения более древних фараонов (например, Хефрена или Хуфу, живших за 1000 лет до нее) сохранились почти идеально, скульптуры женщины-фараона находят преимущественно в виде осколков. Большинство изваяний разбито, лица намеренно искажены, а возведённые ею храмы перестроены.

Первые свидетельства целенаправленного уничтожения обнаружила британская экспедиция в 1920-х годах в Луксоре. Учёные нашли множество фрагментов, из которых после кропотливой сборки сложили скульптурное изображение Хатшепсут.

Затем стали находить другие изваяния царицы. И почти все они имели повреждения. У большинства скульптур были отбиты носы (а это классический способ «обезвредить» изображение в египетской традиции), другие несли следы вандализма в области шеи, талии или коленей, третьи были разбиты на мелкие куски.

Стало понятно, что повреждения статуй носили системный характер. Долгое время учёные объясняли это политической местью. Хатшепсут изначально была всего лишь регентом при малолетнем Тутмосе III, сыне её покойного мужа (и одновременно брата) Тутмоса II. Когда юноша достиг совершеннолетия, Хатшепсут не пожелала уступать ему трон, и тому пришлось ждать её смерти, чтобы, наконец, получить власть.

Казалось логичным, что, став полноправным правителем, Тутмос III приказал уничтожить память о мачехе, узурпировавшей его трон. Но канадский египтолог Джун Йи Вонг обращает внимание на важный нюанс: если бы целью было полное уничтожение статуй Хатшепсут, их разбили бы полностью. Но многие из них частично уцелели, что наводит исследователя на мысль о ритуальном характере повреждений. Изваяния будто бы не просто громили в гневе, а целенаправленно «ослабляли».

Сакральная анатомия

«Месть — слишком упрощённое объяснение. В Древнем Египте все действия, связанные с царским культом, имели глубокий сакральный смысл», — утверждает Джун Йи Вонг.

Ключ к разгадке кроется в древнеегипетской концепции «деактивации» изображений, уверен учёный. Египтяне верили, что статуи и рельефы являются вместилищем ка — жизненной силы человека. Чтобы лишить умершего влияния в мире живых и мире мёртвых, нужно было «обезвредить» его изображения. Если присмотреться к бюстам и статуям некоторых фараонов, выставленным в музеях, можно заметить у них сбитые носы или надломленные шеи.

У этих повреждений был свой ритуальный смысл. Отбивание носа отнимало у человека «дыхание жизни». Разрушение шеи означало разрыв связи между головой (разумом) и телом. А повреждение коленей лишало возможности «ходить» в загробном мире.

Поскольку подобные повреждения находили у разных фараонов, не подвергавшихся официальному осуждению, это говорит о том, что ритуал мог быть частью стандартной «смены власти».

«Тутмос III, безусловно, испытывал к Хатшепсут сложные чувства. И мотивы его действий до конца неясны. Но мне кажется, они были продиктованы не столько личной неприязнью, сколько необходимостью ритуально утвердить легитимность своей власти. Повреждая статуи Хатшепсут, он не просто стирал память о ней, но и символически утверждал собственное право на престол», — считает профессор Йи Вонг.

Хатшепсут vs Тутмос III

Учёный не только изучил характер повреждений статуй женщины-фараона, но и тщательно проанализировал архивные материалы, включая неопубликованные полевые заметки, фотографии и личную переписку археологов XX века. Так он обнаружил, что многие из них сохранились значительно лучше, чем можно было ожидать. Некоторые скульптуры дошли до наших дней с практически неповреждёнными лицами, что ставит под сомнение теорию о тотальном уничтожении изображений Хатшепсут.

«Если бы Тутмос III действительно стремился полностью стереть память о своей предшественнице, — отмечает Вонг, — мы бы наблюдали гораздо более систематичное и тотальное уничтожение всех без исключения изображений». Но факты свидетельствуют об обратном: повреждения носят избирательный и, что особенно важно, ритуально мотивированный характер.

Возможно, это свидетельствует о сложном компромиссе между желанием утвердить новую власть и страхом нарушить божественный порядок, добавляет учёный.

По материалам: aif.ru

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»