Экономика

«Цены на Lada Azimut будут доступными и конкурентоспособными»

Президент АвтоВАЗа Максим Соколов — о разработке автомобиля, конкуренции с китайцами, индексации цен и поставках машин в такси

«Цены на Lada Azimut будут доступными и конкурентоспособными»

EN

«Цены на Lada Azimut будут доступными и конкурентоспособными»

На фоне роста себестоимости производства АвтоВАЗ не исключает новой индексации цен на автомобили в этом году. Сложные макроэкономические факторы заметно повлияли на продажи машин, серьезным вопросом является и демпинг китайских автопроизводителей. Однако это не помешало АвтоВАЗу разработать, а потом и представить на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2025) новый кроссовер Lada Azimut, который выйдет в продажу летом 2026 года. В эксклюзивном интервью «Известиям» президент компании Максим Соколов рассказал, сможет ли новая модель конкурировать с китайскими брендами, сколько средств вложено в развитие производства, когда появятся моторы мощностью 120 и 132 л.с. и стоит ли ждать нового классического «автомата» для Lada.

«Это современный, брутальный, комфортный кроссовер класса B+Cross»

АвтоВАЗ в этом году представил широкую программу на ПМЭФ. Ее изюминкой стала премьера нового кроссовера Lada Azimut. Расскажите о деталях, когда начнется производство? Уже заявлено, что там будет использован искусственный интеллект. Какие программные фишки мы увидим в новой машине?

Показывать автопремьеры на площадке ПМЭФ стало традицией. Здесь два года назад мы представляли Lada Aura — автомобиль бизнес-класса. Сегодня он уже ездит по дорогам страны.

«Цены на Lada Azimut будут доступными и конкурентоспособными»

В прошлом году здесь же была представлена Lada Iskra, она 19 апреля, в год 55-летия нашей легендарной «копейки» встала на конвейер. 20 июля стартуют продажи Lada Iskra.

А сегодня мы представили автомобиль, которого в новейшей истории АвтоВАЗа еще не было. Это кроссовер Lada Azimut на собственной, глубоко модернизированной платформе. Это современный, брутальный, комфортный кроссовер класса B+Cross. Это не прототип, не концепт, а именно собранный на конвейере промышленным способом автомобиль.

Вы упомянули об искусственном интеллекте. Он создавался в партнерстве с командой «Сбера». Поэтому машина показана не только на нашем стенде, но и на центральной экспозиции «Сбера».

«Цены на Lada Azimut будут доступными и конкурентоспособными»

Мы запустим Lada Azimut в производство на рубеже II–III кварталов 2026 года. Автомобиль будет флагманом модельной линейки. Это плод наших конструкторов, дизайнеров, технологов, инженеров.

Можно сказать, что цены на него будут доступные, конкурентоспособные на рынке и будут соответствовать политике АвтоВАЗа.

Сейчас мы видим засилье китайских автомобилей на рынке. Как с учетом роста себестоимости производства и дорогих кредитных ресурсов вы выдерживаете конкуренцию?

Основное влияние на рынок оказывают высокая ключевая ставка и ужесточение условий кредитования. К сожалению, рынок сильно снижается по сравнению с 2024 годом, потому что до 80% нашей продукции продавалось в кредит, а по некоторым моделям даже 90%. И, конечно, непросто держать этот макроэкономический, внешний финансовый удар, но в купе с этим с конца прошлого года стал довлеть над рынком большой сток китайских автомобилей.

Из-за этого стока непросто держать удар, ведь китайских автопроизводителей поддерживает их государство, которое активно заходит, захватывает наш рынок, демпингует. Но в процентной доле рынка бренд «Лада» остается в тех же показателях, что и в прошлом году. Это примерно 27–29%.

«Цены на Lada Azimut будут доступными и конкурентоспособными»

Да, в абсолютных цифрах снижается объем продаж месяц к месяцу, но доля рынка сохраняется, и это как раз говорит о нашей конкурентоспособности.

Сколько времени понадобилось на разработку собственной независимой платформы? Думаете ли вы о разработке новой? Потому что скорость развития технологий становится чрезвычайно велика. Только-только стали создавать истребители пятого поколения, как речь пошла о шестом. В автомобилестроении такая же история?

К сожалению, создание новых автомобилей ускоряется по экспоненте. В данном случае мы говорим о глубокой модернизации платформы Vesta. Но автомобиль кардинально отличается по тактико-техническим характеристикам, инженерным решениям и дизайну, как внутреннему, так и внешнему от предыдущих.

В дизайне есть развитие X-стиля, традиционного для АвтоВАЗа последних десятилетий, но оно соответствует современным трендам. Там совершенно новая задняя подвеска, есть решения по интеграции различных электронных блоков управления. Это не S-класс, не D, не E и даже не C. Это класс B+.

«Цены на Lada Azimut будут доступными и конкурентоспособными»

Поэтому автомобиль более бюджетный и не должен утяжеляться технологиями, не должен двигаться в беспилотном режиме. Это массовое производство, которое создает новые рабочие места и возможности для прибавочной стоимости внутреннего регионального и валового продукта по всей цепочке. Это глубоко локализованный проект с уровнем локализации свыше 90%.

«Предпосылки для индексации цен появились»

А вот в начале мая вы заявили, что из-за роста себестоимости есть все основания для повышения, индексации цен. Планируется ли в этом году еще индексация, на какие модели?

Это действительно так — мы же видим, что инфляция никуда не делась. Но с ноября 2023-го индексация находится гораздо ниже официальной инфляции. В 2024-м она была в пределах 4,3%, в 2025-м мы один раз проиндексировали цены где-то до 2% в январе и то не по всем моделям. Если суммировать эти показатели, с ноября 2023-го года будет ниже 6,5%.

Понятно, что предпосылки для индексации цен появились, но принимать решение мы будем в зависимости от рынка. Мы видим, какую агрессивную политику проводят китайские автопроизводители. У них бывают скидки до полумиллиона, до 900 тыс. рублей, а именно столько стоят Lada Granta и Niva Legend в базовых комплектациях.

«Цены на Lada Azimut будут доступными и конкурентоспособными»

Одна из причин такой жесткой конкуренции — в Китае дешевые деньги. А у нас деньги дорогие. Вам достаточно оборотных средств? Вам хватает на то, чтобы сейчас думать на шаг вперед?

Я приведу конкретные цифры: объем инвестиций в развитие производства, в реализацию новых моделей, в том числе и Lada Azimut, по итогам 2024 года составил более 37 млрд рублей. Такого в истории АвтоВАЗа еще не было. На 2025 год сумма у нас еще выше — более 40 млрд.

Да, мы сейчас внимательно смотрим на наши инвестиционные аппетиты, и, конечно, будем их корректировать, потому что хотели разогнаться еще дальше. Но видим, что с учетом падения рынка и тех денег, которые мы собираем за счет наших продаж, на всё не хватит. Но денег всегда не хватает.

«Цены на Lada Azimut будут доступными и конкурентоспособными»

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) сокращать не будем, потому что это — наше будущее. Но какие-то третьестепенные инвестиции придется отложить. Но тем не менее наша инвестиционная программа останется вот в этих же масштабных параметрах.

«Автомобили соответствуют требованиям закона и могут быть представлены на рынке такси»

И всё же спрос падает ощутимо. Принят закон о локализации такси, который с 2026 года начнет действовать. Он предусматривает, что таксопарки и таксисты должны закупать именно отечественные машины. Поможет ли этот закон нарастить производство и что вы можете предложить потребителям в категориях такси «комфорт», «комфорт+» и «бизнес»?

Все связывают этот закон с АвтоВАЗом, но это не закон имени компании, а один из элементов государственной промышленной политики, ориентирующей всех производителей на глубокую локализацию продукции. И АвтоВАЗ полностью соответствует этой политике и выполняет таким образом поручение президента нашей страны.

Что касается нашей линейки, то все автомобили сегодня соответствуют требованиям этого закона и могут быть представлены на рынке такси. Мы через год представим новые модели, которые могут быть использованы для более масштабных семейных автомобилей.

«Цены на Lada Azimut будут доступными и конкурентоспособными»

Что касается класса «комфорт+» или даже «бизнес», то Lada Aura как раз подходит для такси. Он используется в классе «комфорт+» не только в нашей стране, но даже за рубежом, не буду называть страны, чтобы лишний раз не возбуждать никого из наших недоброжелателей. В топовой версии исполнения его можно представить даже и в классе «бизнес».

А этот закон вас не расслабит? Ведь многие считают, что все-таки это некое ограничение конкуренции?

Нет, ведь рынок такси составляет примерно 50–70 тыс. автомобилей в год. Это десятая часть всего объема производства АвтоВАЗа прошлого года.

В целом рынок будет держать нас в тонусе, а здесь — это просто дополнительная для нас ответственность и тот сегмент, на который мы будем обращать более пристальное внимание.

«Цены на Lada Azimut будут доступными и конкурентоспособными»

А вот новый кроссовер — это полностью отечественная разработка или там используются какие-то ноу-хау от иностранных партнеров?

Я не буду раскрывать всех тайн, но уровень локализации автомобиля — более 90%. Это самостоятельный проект. Да, в партнерстве с другими, иностранными автопроизводителями. Там есть элементы трансмиссии, которые пока не выпускаются в нашей стране. Силовые агрегаты на Lada Azimut — это разработка АвтоВАЗа. Они пройдут дополнительную доработку и адаптацию. Двигатели 1,6 и 1,8 будут иметь 120 и 132 л.с. Их представим в следующем году.

Мы работаем над апгрейдом этого автомобиля с новыми агрегатами, с новой классической автоматической коробкой передач. Но тем не менее уровень локализации мы держим не менее 90% — а это достаточно существенно.

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»