Человек особого сплава. Как Иосиф Фридляндер создавал «летучий металл»
15 лет назад, 31 мая 2009 года, ушёл из жизни академик Иосиф Фридляндер, творец «летучего металла», — из разработанных им сплавов построены самолёты Ильюшина, Туполева, Яковлева, истребители Сухого.
А созданный им самый прочный в мире алюминиевый сплав В96ц, применяемый в ядерных центрифугах для обогащения урана, стал костью в горле США.
Запас прочности
Раскрыть секрет успешного производства В96ц у американцев так и не получилось. В том числе поэтому Штаты по сей день покупают у нас обогащённый уран (только в 2023 году экспорт составил 1,2 млрд долларов).
Из этого сплава в России построены сотни тысяч сверхскоростных (1,5 тыс. оборотов в секунду) ядерных центрифуг для получения обогащённого урана-235, который, по выражению академика Курчатова, «определяет военную мощь владеющего им государства». Он же используется в мирных целях как топливо для АЭС.
В96ц сродни запасу прочности самого Фридляндера. Он и в 90 с хвостиком продолжал работать в ВИАМе — институте, где более 70 лет двигал науку вперёд. Всегда держал себя в форме. Коллега Фридляндера академик РАН Олег Банных вспоминал: «Я неоднократно был свидетелем занятий Иосифа Наумовича утренней гимнастикой. Они начинались рано утром и длились два, а то и три часа. Даже будучи на обследовании в больнице, он продолжал заниматься».
Физическая активность позволяла Фридляндеру сохранять холодную голову в сложнейших ситуациях. Так, в 1948 году он создал сплав В95, который совершил революцию в авиастроении благодаря сочетанию высокой прочности и пластичности, сопротивлению повторным нагрузкам и устойчивости к коррозии. Но когда конструктор Туполев решил именно из В95 строить реактивный бомбардировщик Ту-16, с завода в Каменске-Уральском пришли сообщения о листах В95 с браком. Учёного отправили на Урал в сопровождении сотрудника «органов» с напутствием: без решения проблемы не возвращаться. «Сопровождающий был моим ровесником. Он накануне женился, а командировка затянулась на месяц, — вспоминал Фридляндер. — Он мне предложил: «Давай, ты признаешься, что ты вредитель. Посидишь в Сибири. А я вернусь в Москву, к жене».
Весит в 3 раза меньше, чем стальная
Фридляндер на «щедрое предложение» ответил отказом. Работал по 12 часов да ещё успевал наматывать в день по 20 км на лыжах. Куратор шутил: «Отсюда не убежишь». Причину неудачи учёный в итоге обнаружил — дело было в производственных нюансах. Ту-16 пошёл в серию, а Фридляндер за свой В95 получил Сталинскую премию. О качестве сплава говорит такой факт: в 2004 году обследовали всё ещё стоящие на дежурстве Ту-16 и коррозионных повреждений на них не обнаружили.
«Сверхлёгкие сплавы для авиационной и космической техники, за участие в создании которых Фридляндер был удостоен, в частности, Государственной премии РФ 1999 года, широко применяются в ракетоносцах Ту-160 и Ту-22М3, в большинстве истребителей Сухого и Микояна, современных пассажирских самолётах Ту-204 и Ту-214, Ил-86 и Ил-96 и др., — говорит кандидат технических наук, историк авиации Николай Бодрихин. — В том числе и на основе сверхлёгких сплавов Фридляндера созданы материалы для изготовления гиперзвуковых ракет. Их прочность сопоставима с прочностью стали, а удельный вес алюминиевого сплава почти в 3 раза меньше. То есть деталь, несущая те же функции, но выполненная из алюминиевого сплава, весит в 3 раза меньше, чем стальная».
Отдельная глава жизни Фридляндера связана с конструктором Челомеем, создателем ракеты «Протон», которая была способна нести мощный ядерный заряд. В силу секретности рядом с каждой такой ракетой стоял часовой. Но на первых изделиях вдруг появились трещины в 1–2 м. «Подвели меня металлурги», — пожаловался Челомей учёному, чей сплав использовали для создания «Протона». И снова Фридляндер отправился в командировку. И снова он бьётся над решением проблемы. И, находя выход, радуется — как радовался в юности, когда, профессионально занимаясь боксом, наносил решающий удар.
Юбилей в кедах
Стоять за себя приходилось не только на ринге. Он рос в Средней Азии, где в те годы орудовали басмачи. С одной из банд Иосиф столкнулся вскоре после переезда с родителями из Узбекистана в Таджикистан. Он только окончил школу, работал журналистом. С виду вроде хрупкий, он умудрился не выйти проигравшим из стычки с бандитами.
Журналистику Фридляндер в итоге бросил. Поняв, что его влекут точные науки, поступил в столичный МВТУ им. Баумана. Дипломную работу писал по теме сплавов, которым в итоге посвятил всю жизнь…На своё 95-летие Фридляндер пришёл в белых кедах — в этой обуви «король алюминия» ходил круглый год не одно десятилетие, протоптав в них дорожку к научным вершинам.
Подробности: Из чего делали самолёты в войну?
— Самолётов исключительно из металла в СССР не было почти до конца Великой Отечественной. В основном использовался смешанный тип материалов — авиационная древесина (дельта-древесина, сосна, авиационный шпон), перкаль, парусина, дюраль-алюминий, сталь. Тогда это было оправданно экономически и технически, — говорит историк, методист Музея Победы Александр Михайлов. — В тех самолётах, что поставлялись в армию ближе к 1945-му, алюминия стало значительно больше, но от авиационной древесины до конца не отказались, она использовалась даже в истребителях Ла-5 и Ла-7, Як-3. Много металла было в пришедшем на смену Ил-2 в середине 1944 года штурмовике Ил-10, но и у него рули и элероны были выполнены с покрытием из неметаллического полотна.
У немцев конструкция самолётов была практически цельнометаллическая. Но в условиях затяжной войны им не хватило сырьевой базы для изготовления нужного количества воздушных судов.
По материалам: aif.ru