Что-то стало холодать: автомобилистам посоветовали менять резину
Какие шины выбрать для зимы
В Гидрометцентре порекомендовали московским автомобилистам менять шины на зимние уже в эти выходные. Исследования показывают, что большинство автовладельцев рассчитывает приобрести комплект покрышек подешевле на вторичном рынке или произведенных российскими или китайскими фирмами. Какие шины популярны сейчас, что нужно помнить, выбирая зимнюю резину, и как хранить летнюю, выяснили «Известия».
Температура замены
Начиная с выходных и на следующей неделе заметных повышений температуры воздуха не прогнозируется, рассказал научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд. По его словам, наступило подходящее время для «переобувки», так как в течение большей части суток ночью, утром и вечером температура будет ниже +5°C, а это показатель, при котором нужно менять резину, сказал он.
Эксперты шинной отрасли рекомендуют менять резину при среднесуточной температуре +7°C. Высокопроизводительные летние шины UHP (Ultra High Perfomance) — уже при +10°C.
— Многие боятся менять шины, чтобы не ездить на шипах по асфальту. Современные технологии позволяют зафиксировать шип в посадочной лунке более надежно, и потери шипов не будет. Это касается современных шин, которые были созданы в период до семи лет назад, — рассказал «Известиям» директор по коммуникациям Pirelli в России Георгий Божедомов. По его словам, в настоящее время производители шин фокусируются на изменении формы шипа для удержания его в посадочной лунке и его эффективной работы. В последнее время заметен тренд на ассиметричные многогранные шипы.
Что касается штрафов за использование летних шин зимой, то в МВД заявили, что сотрудники Госавтоинспекции штрафовать и наказывать за использование резины не по сезону никого не будут.
Какие зимние шины популярны сейчас
По данным «Яндекс.Карт», первую неделю октября 2024 года запросов о шинах в поиске было на 40% больше, чем в предыдущем месяце. Исследование «Авито Товары», проведенное для «Известий», показало, что большинство автомобилистов (38%), планирующих покупку резины для нового сезона, рассчитывают потратить на комплект шин 10–20 тыс. рублей. Треть опрошенных (33%) готовы потратить от 20 до 40 тыс. рублей. Вложить более этой суммы готовы только 18%. Между тем средний чек нового комплекта шин известного бренда обычно превышает 40 тыс. рублей.
Поэтому россияне ищут более доступные варианты. Исследование показало, что 13% автомобилистов положительно относятся к покупке шин с рук, а 16% еще не прибегали к подобной практике, но планируют приобрести шины «с пробегом». Среди новых шин популярность набирают доступные китайские и российские марки. Треть (35%) опрошенных автолюбителей положительно относятся к шинам из КНР.
Так, среди нешипованных шин осенью наибольший рост показал бренд Triangle — в 2,4 раза в сентябре в сравнении с августом. На этого же производителя приходится наибольший объем от всех проданных на «Авито» покрышек с шипами — 10%. Популярность китайской марки не удивляет — в среднем комплект из четырех новых покрышек Triangle можно приобрести за 29,5 тыс. рублей, а вариант «с рук» обойдется в 15,7 тыс. рублей.
В сегменте шипованных наибольшее увеличение продаж наблюдается у Cordiant — в 2,3 раза. Приобрести новый комплект шин производителя можно за 20,1 тыс. рублей, а с рук — за 12 тыс. рублей.
Продажи «традиционных» шинных брендов также выросли в два и более раза, отмечают аналитики «Авито Товары». Проведенный ими опрос показал, что при выборе шин менее половины (41%) респондентов ориентируются на цену. При этом каждый второй (50%) прислушивается к отзывам людей из своего окружения, а 31% полагается на известность и популярность бренда. Поэтому самыми популярными нешипованными шинами стали Bridgestone, Nokian Tyres, Pirelli и Yokohama. Среди покрышек с шипами Cordiant, несмотря на рост, оказался только на четвертом месте по доле продаж. Впереди Nokian Tyres, Pirelli и Ikon Tyres.
Стоит ли бояться китайских и российских шин
В иностранных шинных тестах зимная китайская резина в аутсайдерах. В тесте 17-дюймовых шин немецкого автоклуба ADAC шина Triangle WinterX TW401 заняла только 14-е место из 16. Такую низкую оценку она получила из-за существенных недостатков на мокрой дороге. Испытания 16-дюймовых зимних шин для автомобилей компакт-класса также оказались разочаровывающими для «китайцев». Покрышку Winrun Winter-max A1 WR22 эксперты признали опасной при торможении на мокрой дороге со скорости 80 км/ч.
У китайских шинных брендов есть неплохие модели зимних шин, считает испытатель «Авторевю» Олег Растегаев.
— Однако я бы советовал обратить внимание всё же на модели новых российских брендов, которые раньше выпускали шины известных мировых компаний. Наши заводы сохранили технологии, и, по сути, это те же самые модели, что и раньше, но с новым именем. Многое зависит от соблюдения технологии ошиповки — в том числе именно поэтому российские бренды предпочтительнее. Отечественные шины шипуются на заводе, что касается китайских, то тут возможны варианты, — отмечает эксперт.
Так, «Пирелли Тайр Руссия» владеет двумя производственными площадками с общим штатом порядка 2 тыс. сотрудников, которые расположены в Кирове и Воронеже, где выпускаются шины под брендами Pirelli и Formula.
Калужский завод Continental, переименованный в Gislaved («Гиславед»), входит в шинный кластер, созданный на базе АО «Кордиант» и объединивший шинные заводы в Ярославле, Омске, Калужской области (ранее Continental AG) и в Ульяновске (ранее Bridgestone).
Шинное производство во Всеволожске, приобретенное «Татнефтью» у финского концерна Nokian Tyres plc, сменило название и провело ребрендинг продукции, новое имя бренда — Ikon Tyres.
С шипами или без
В выборе «шипы» или «не шипы» необходимо исходить из собственного опыта и навыков, считает Олег Растегаев. Если хочется большего комфорта, стоит обратить внимание на фрикционные модели. При сомнениях в собственных водительских навыках следует выбрать шипованные шины. Они могут стать «последним форпостом», который выручит в сложной дорожной ситуации, рассказал эксперт.
— Опыт прошлой зимы в Москве и других крупных городах показал, что при сильных снегопадах на небольших улицах, во дворах и на парковках шипованные шины могут выручить автовладельца. Шипы на льду и снежном накате имеют серьезное преимущество перед нешипованными моделями, — отметил Олег Растегаев.
Эксперт рассказал, что для шипованных шин рекомендуется обкатка: первые 200–300 км следует избегать резких ускорений и торможений, а также поперечных перегрузок, чтобы каждый шип «встал на свое место».
По словам Растегаева, средний срок службы зимней шины — 30–50 тыс. км. Однако очень много зависит от манеры езды. Зимние покрышки сами по себе мягкие, их главный «убийца» — движение по асфальту на высокой скорости.
Как хранить «лето»
Летнюю резину, чтобы она не потеряла своих свойств, нужно хранить особым образом, предупреждают эксперты. Ни в коем случае нельзя хранить их при минусовой температуре в сарае или гараже.
— Внутренний состав смеси — это сложные химические соединения. Происходит отстеклование шин, и эта структура может внести повреждения в резиновую смесь. Рекомендуется хранить шины в теплых помещениях с температурой +20–21, но не будет критическим, если хранить их при +10. В жарком помещении возле батареи тоже нельзя хранить, — отметил Георгий Божедомов.
Эксперт также посоветовал не убирать шины в мешки, чтобы не образовывался конденсат. Если шины сложены стопкой, раз в полтора месяца нужно их перекладывать, чтобы избежать деформации, а если шины хранятся без дисков вертикально, то поворачивать их примерно на 15 градусов каждый месяц. При хранении покрышек на дисках лучше подвешивать их за диск или ставить стопкой, также периодически меняя местами.
Шины могут повредить и во время «переобувки», предупреждают эксперты. После шиномонтажа не лишним будет проверить затяжку болтов или гаек.
— Практика показывает, что если на шиномонтаже гайки или болты на колесе затянули как следует, то крепеж ослабевает крайне редко. Тем не менее на всякий случай всё же имеет смысл проверить затяжку примерно через 50–70 км. Особенно это нужно при установке новых легкосплавных колес — посадочное место диска может сесть по месту, и есть небольшой риск того, что крепления ослабнут, — рассказал «Известиям» мастер-приемщик техцентра «Вешняки Авто» Сергей Шабунин.