Цой жил: съемки звезды «Кино» и эксперименты Билли Айлиш
Главные музыкальные новинки недели
Билли Айлиш отказывается от хитов, Слэш и Игги Поп ностальгируют по музыке своей юности, а сын Виктора Цоя публикует неизвестные прежде съемки своего отца. Звезды по обе стороны океана не перестают удивлять поклонников. А «Известия» подсказывают, какие из их сюрпризов заслуживают внимания в первую очередь.
Billie Eilish — Hit Me Hard and Soft
Анонсировав свой третий альбом, Билли Айлиш сразу предупредила фанатов, что синглов не будет. Запись появится только целиком. И после прослушивания диска понимаешь, почему было принято такое нестандартное по нынешним временам решение. От ориентации на бронебойные хиты в духе Bad Guy, Therefore I Am или NDA певица с ее братом-соавтором Финнеасом отказались в пользу сквозной драматургии и стилевых экспериментов, которые надо воспринимать в комплексе.
Всевозможных фокусов здесь действительно немало, особенно во второй половине треклиста. Причем порой характер материала резко меняется прямо посередине песни. Слушать это интересно, тем более даже в вокальном плане пластинка получилась куда более разнообразной, чем две предыдущие. Айлиш здесь не только шепчет и напевает будто себе под нос, но и демонстрирует неожиданные голосовые качества. Однако ни одна композиция после первого знакомства не западает в память, не цепляется к тебе намертво, как та же Bad Guy.
Что ж, наверное, артистка, завоевавшая в свои 22 года два «Оскара», девять «Грэмми» и кучу других наград, с легкостью собирающая стадионы в любой точке земного шара, может себе такое позволить. А те, кто не считает себя фанатами Билли и относится к ее творчеству со сдержанным любопытством, могут, в свою очередь, позволить себе проигнорировать запись. Или хотя бы подождать клипов на песни: возможно, они помогут полюбить и эти композиции.
Slash — Orgy of the Damned
Слэш из Guns N’ Roses, давно уже признанный одним из величайших рок-гитаристов мира, мог бы почивать на лаврах и не делать ничего, выходящего за привычные рамки. Однако на новом сольном альбоме он изменяет фирменному стилю с традиционным, если не сказать, старомодным блюзом.
11 из 12 треков — кавер-версии хитов 1940-х — начала 1970-х, причем вокалист каждый раз разный. Среди наиболее громких имен — Билли Гиббонс (ZZ Top), Пол Роджерс (Bad Company, Free), Брайан Джонсон (AC/DC) и даже не нуждающийся в представлении Игги Поп.
Кстати, именно номер лидера The Stooges получился самым харизматичным. Так и представляешь себе какой-то прокуренный техасский паб, где собрались суровые ковбои, а на импровизированную сцену перед ними вышел пожилой и уже изрядно набравшийся исполнитель. И пускай никаких блестящих гитарных соло здесь нет — песню это ни капельки не портит.
Собственно, для Слэша «Оргия проклятых» (а именно так переводится название альбома) — это вовсе не щеголяние виртуозностью и даже не самовыражение, а признание в любви той музыке, на который сам Слэш вырос. И хотя эффектные пассажи кое-где встречаются, суть явно не в них. Немолодые прекрасные музыканты просто собрались поиграть и попеть музыку своего детства, постаравшись добиться максимальной аутентичности. Не больше — но и не меньше.
Синглы-саундтреки к фильму «Майор Гром: Игра»
К недавно показанному на закрытии ММКФ блокбастеру «Майор Гром: Игра» целый ряд российских звезд записали песни, и в преддверии выхода фильма в широкий прокат их начали выпускать на стримингах. Именно начали, поскольку треки будут выходить порциями и в виде отдельных синглов, а не единого саундтрека (хотя не исключено, что и он затем появится). Первыми ласточками оказались работы The Hatters, TMNV, Антохи МС и GONE.Fludd плюс хард-роковый дуэт Ника Брусковского и Сергея Горошко, исполнителя одной из главных ролей в ленте.
Наверное, это правильно — предложить зрителям (и слушателям) ознакомиться с композициями по отдельности. Уж очень разные это вещи — и в стилевом плане, и в эмоциональном. Отвязный джипси-рок «шляпников», романтичная мелодик-рэп баллада Гон.Флада, энергичная скороговорка Ромы TMNV, беззаботно-ироничный фанк Антохи… Кажется, что между ними нет ничего общего, если, конечно, не знать об их связи с конкретным кинопроектом. Но, пожалуй, кое-что, кроме причины появления, эти номера все-таки роднит: неизбывный оптимизм и тот молодежный драйв, которым и должен быть наполнен настоящий супергеройский комикс.
Саша Цой — «Часть меня (которой нет)»
Пожалуй, самый любопытный клип недели — но не из-за музыкальной составляющей (хотя она весьма достойная) и даже не из-за режиссуры. Четырехминутный ролик Саша Цой собрал из съемок, сделанных на любительскую видеокамеру его отцом Виктором Цоем. В кадре — жилье музыканта, его товарищ Юрий Каспарян, записавший для новой песни гитарные и клавишные партии, Джоанна Стингрей и сам Саша еще совсем маленький.
Немалую часть клипа составляют съемки в заграничных поездках. Они-то и создают настроение роуд-муви. Но интереснее для поклонников «Кино» как раз домашние видеозарисовки, ведь в них виден в общем-то нехитрый быт звезды и атмосфера, в которой рождались знаковые хиты.
Конечно, говорить о художественной ценности тут сложно. Цой явно не рассматривал эти эксперименты как серьезное творчество: просто играл с техникой, фиксировал то, что видит. Но сегодня для нас это исторический артефакт, а уж вкупе с песней его сына, решенной абсолютно в духе «Кино», зашумленные нечеткие VHS-кадры обретают особый смысл — становятся отражением эпохи, символом прошлого. На последних секундах мы видим и самого их автора: Виктор снимает себя в зеркале. Как тут не вспомнить лозунг фанатов? Цой жив!
«Импросхема». Владимир Мартынов. Импровизационный сет
Фестиваль Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ) Московской консерватории «Импросхема» выделяется даже на фоне насыщенной весенней афиши концертных событий. Во-первых, все выступления здесь — импровизационные. И во-вторых, немаловажные составляющие программы — выставка звуковых объектов и образовательная лаборатория, призванная научить молодых музыкантов и саунд-художников работе с нестандартными инструментами.
Среди участников «Импросхемы» — самые разные фигуры, от молодых экспериментаторов, использующих шумовую электронику и приспособления, вовсе не предназначенные для музыки (например, вычислительные машины), до классика постминимализма Владимира Мартынова, играющего на фортепиано. Его-то сет (вместе с супругой, скрипачкой Татьяной Гринденко, саксофонистом Аркадием Пикуновым и гуру электроники Павлом Паньковским) и стал одной из кульминаций фестиваля.
Следить за развитием коллективной музыкальной мысли необычного квартета — удовольствие само по себе. Однако и художественный результат здесь замечательный. Исполнители нескольких поколений совершенно размывают границы между стилями: минимализм, авангард и чуть ли не дабстеп — всё соединяется в один вибрирующий поток.
Место проведения фестиваля — арт-пространство «Артемьев», недавно появившийся в консерватории цокольный зал с совершенно неакадемической камерной атмосферой. Но в какой-то мере почувствовать специфический вайб «Импросхемы» можно и в трансляции.
Плейлист «Известий»
В отличие от привычной эклектики в этот раз мы решили сделать ставку на рок. Но, однако, каждый раз он приобретает совершенно разный облик. «Крематорий», Саша Цой, канадская инструментальная группа BadBadNotGood, наконец, итальянский блюзмен Марчелло Миланезе — каждый представляет какую-то одну грань этого безграничного на самом деле стиля. Но начинаем мы все-таки с иного, электронного звучания: все-таки песня GONE.Fludd нам понравилась больше всего из всех синглов фильма «Майор Гром: Игра».