Дешевы дороги: регионам выделят 27 млрд рублей на развитие туризма
Как еще можно помочь продвижению путешествий внутри страны
EN
Размер единой субсидии российским регионам на создание туристической инфраструктуры на 2025–2027 годы составит 27 млрд рублей, сообщили журналистам в аппарате вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко. Субъекты могут по своему усмотрению распределить средства, в том числе на строительство инфраструктуры на автомобильных туристических маршрутах, создание кемп-стоянок и приобретение кемпинговых палаток. Хватит ли этих денег и какие еще меры поддержки необходимы туриндустрии, разбирались «Известия».
Распределение средств
Единая субсидия направляется регионам с целью роста количества туристических поездок — одного из ключевых показателей национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» — 140 млн турпоездок к 2030 году, сообщили «Известиям» в пресс-службе Минэка.
«Сейчас реализуются 239 проектов общей стоимостью 1,2 трлн рублей. По программе субсидирования строительства модульных гостиниц только в 2023–2024 году построено 10 тыс. номеров в 60 регионах страны», — уточнили в ведомстве.
Федеральный бюджет предусматривает выделение ежегодно по 9 млрд рублей на помощь туротрасли. Субсидия предполагает софинансирование со стороны региона, поэтому итоговая сумма расходов на обозначенные цели будет больше, а ее эффект — выше, заметила в беседе с «Известиями» руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова.
— Субсидия предоставляется в рамках нового национального проекта, который действует с 1 января 2025 года. Это не единственная мера поддержки отрасли в части развития инфраструктуры, кроме нее предусмотрены субсидии на расширение номерного фонда и льготное кредитование различных проектов (на последнюю цель предусмотрено более 83 млрд рублей за три года), — напомнила эксперт.
Туристы в национальном парке «Хибины» в Мурманской области
В свою очередь, помимо проекта развития инфраструктуры, сам национальный проект предусматривает еще четыре федеральных проекта, напомнила Елена Анисимова. Таким образом, поддержка туризма существенно выше обозначенной суммы единой субсидии.
В целом в этом году на финансирование госпрограммы «Развитие туризма» предусмотрено более 40 млрд рублей, напомнил «Известиям» младший директор по суверенным и региональным рейтингам агентства «Эксперт РА» Владислав Бухарский. Кроме того, единая субсидия распределяется на конкурсной основе.
Туристы фотографируются на дороге у поселка Териберка
— Впервые такая субсидия распределялась в 2024 году, и приоритет в конкурсе отдавался регионам с наибольшим номерным фондом, максимально готовым к софинансированию, достигающим больших значений по целевым показателям. То есть, во-первых, к вышеуказанным средствам добавляется еще часть региональных средств, что увеличивает объем финансирования отрасли. А во-вторых, деньги направляются в регионы с эффективным управлением этими средствами, поэтому можно полагать, что с реализацией намеченных проектов проблем, скорее всего, не возникнет, — пояснил эксперт.
В лидеры по субсидированию вышли Краснодарский край, Московская и Свердловская области. Суммарно эти три региона будут получать более 1 млрд рублей ежегодно.
Палатка туристов у поселка Акташ в Алтайском крае
Вместе с тем сейчас внутренние турпотоки, по мнению эксперта, сконцентрированы на отдельных регионах, при этом значительная часть территории страны туристами еще недооценена. Поэтому следует усилить поддержку мест с пока что небольшим номерным фондом, но имеющих высокий туристический потенциал — например, на Дальнем Востоке.
Объемы помощи
Внутренний туризм сегодня — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Ограничения на внешние поездки, рост доходов — всё это обеспечивает высокий спрос внутри страны, а значительные вложения в туристическую инфраструктуру поддерживают этот импульс и позволяют отрасли развиваться, опережая ожидания. По итогам девяти месяцев 2024 года турпоток по количеству ночевок вырос на 9% к аналогичному периоду 2023 года, сообщил «Известиям» директор центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ РАНХиГС Дмитрий Землянский.
— 27 млрд рублей на три года — это, конечно, не очень много: один-два комплексных проекта в регионе или несколько мелких. То есть это, скорее, про локальные результаты, чем про масштабные прорывные решения. Но не стоит забывать, что это не единственный механизм развития туризма. Есть еще средства на развитие модульного размещения, льготные кредиты на строительство крупных гостиниц, а также меры поддержки для малого и среднего бизнеса, — заявил эксперт.
Отдыхающие на горе Ай-Петри в Крыму
Важно, по его словам, что правительство еще в прошлом году начало предоставлять регионам единую субсидию вместо нескольких отраслевых трансфертов.
Выделенные 27 млрд рублей на 2025–2027 годы — значимая сумма, но для комплексного развития туристической инфраструктуры по всей стране ее вряд ли хватит, сказал «Известиям» учредитель компании «Тимджет» Алексей Корнеев. Однако государственная поддержка в любом размере — положительный сигнал для отрасли, особенно с учетом тренда на путешествия по стране.
Если брать в расчет стоимость строительства современных кемпингов, придорожной инфраструктуры и туристических объектов, то даже при грамотном распределении средств регионы смогут закрыть лишь часть потребностей.
Отдыхающие на берегу Черного моря в селе Морское
— Например, строительство качественной автостоянки с удобствами может обойтись в 50–100 млн рублей, а полноценный кемпинговый комплекс — в сотни миллионов. Но важно другое — этот механизм субсидий дает толчок частным инвестициям и стимулирует регионы развивать туристические маршруты, в том числе историко-патриотические, что отвечает российским ценностям, — заявил Алексей Корнеев.
Новые меры
Для дальнейшего развития, по мнению Алексея Корнеева, необходимо активное внедрение цифровых сервисов. Нужно больше сервисов бронирования, единых карт туриста с кешбэком, а также усиление интеграции платежных систем, включая российские. Отдельное внимание стоит уделить развитию маршрутов, связанных с отечественной историей, военными памятниками, культурным наследием.
— Регионы должны развивать туристические кластеры, опираясь на исторические события и традиции. Также важна инфраструктура и логистика. Нужно не только строить кемпинги и стоянки, но и улучшать дороги, навигацию, доступность транспорта, — заметил эксперт. — Развитие придорожного сервиса должно идти параллельно с цифровыми решениями, например интерактивными картами с местами отдыха и заправками. Помимо субсидий, нужны налоговые льготы и гранты для малого бизнеса в туризме.
Кемпинг на берегу поселка Оленевка в Крыму
Субсидирование части процентной ставки по кредитам на создание туристской инфраструктуры — актуальная мера, добавил в беседе с «Известиями» эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Александр Шепелев.
— Относительно 2024 года, когда подобная субсидия выделялась впервые, ее годовой объем увеличится на 50%. Субсидии будут предоставляться адресно, на основе конкурсного отбора, эффект будет виден по конкретным реализованным проектам. Помочь индустрии также могло бы содействие развитию цифровых сервисов, событийного туризма, образовательных программ для подготовки профессиональных кадров, — отметил он.
В регионах следует создать сеть глэмпингов, сказал «Известиям» член генсовета «Деловой России» Владимир Прохоров. Подобный отдых отлично подходит как автомобилистам, так и пешим туристам.
Важным направлением поддержки является также помощь в профессиональной аттестации гидов-переводчиков, гидов-экскурсоводов и инструкторов-проводников, заявил «Известиям» коммерческий директор маркетплейса туров YouTravel Валерий Бритаус. Речь идет о субсидии на обучение, подготовку и прохождение аттестации, а также содействие в получении всех необходимых легальных статусов для ведения бизнеса, включая туроператорскую деятельность.
«Известия» направили запрос в Минэкономразвития, но на момент публикации ответ получен не был.