ИИ вместо психолога. Что стоит знать о чат-ботах для самопомощи
Чат-боты расширили свои компетенции и претендуют на то, чтобы заменить психологов. Насколько надежен такой помощник, рассказала специалист городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Виктория Савкова.
Сочувствует и дает советы
Сегодня искусственный интеллект существенно расширил функционал, который он готов предложить сетевым пользователям. Например, DeepSeek, который заменяет консультирующего психолога и в режиме онлайн отвечает на волнующие собеседника вопросы, строит связанную беседу, дает консультацию по тем или иным тревожащим вопросам. Искусственный интеллект способен оценить эмоциональное состояние собеседника и даже посоветует ему обратиться к специалисту — психологу или психиатру — если сочтет ситуацию слишком сложной для себя. Многие участники онлайн-общения выбирают сегодня именно такой способ решения своих моральных сложностей, не задумываясь о том, насколько искусственный помощник компетентен в выбранной сфере. Между тем специалисты рекомендуют пользоваться подобными чатами, воспринимая их только как дополнение к очной терапии и «живому» общению с психологом.
«Представьте, вы начали замечать, что после определенных событий стали хуже спать, пропал аппетит и появилась апатия ко всему. Люди, которые не имели опыта обращения к психологу, не знают, с чего начать, к кому идти, задаются вопросом: стоит ли обращаться с такой, как им кажется, несерьезной проблемой к специалисту? Написав подобному боту, можно получить оценку ситуации по степени опасности для жизни и здоровья, необходимости в получении специализированной поддержки», — отметила Савкова.
Выбирают реальных специалистов
Некоторые чат-боты имеют функцию давать определенные задания, которые можно выполнить сразу же, и почувствовать улучшение мгновенно. Это подкупает многих пользователей: не надо ждать своей очереди в записи к психологу, можно практически сразу, не отходя от компьютера или телефона, почувствовать позитивные изменения. Кроме того, у многих онлайн-помощников интересная навигация, что привлекает детей и подростков. Однако помощь, которую они реально могут оказать, далеко не так профессиональна, как хотелось бы.
«Думаю, чат-боты способны лишь отчасти заменить психолога, но не могут этого сделать в полной мере. Недаром психологи учатся такое продолжительное время, непрерывно развивая свои знания в новых подходах. Чат-боты служат лишь инструментом ориентировки в самом себе, тренажером для развития навыков самопомощи и могут помочь определиться с дальнейшим планом действий. И это подтверждает то, что дети и подростки, обратившиеся за помощью в онлайн-чаты, спрашивают, не бот ли с ними разговаривает, подчеркивая, что им особенно ценно неформальное общение с „живым“ человеком и специалистом», — заключила Савкова.
По мнению психолога, консультация чат-бота пока не может создать серьезной конкуренции консультациям с реальным специалистом. Живое общение с человеком, а не машиной, всё же дает более глубокое понимание ситуации и куда более глубокое погружение в проблему. Даже те, кто первым освоил чат-боты, выбирают в итоге практикующих специалистов, с которыми можно общаться лично.
По материалам: aif.ru