Исключения для отходов: мусоровозы избавят от санкций за перегруз
В Госдуме предложили ввести мораторий на штрафы перевозчиков ТКО
Перевозчиков бытовых отходов могут на три года освободить от штрафов за перегруз, а также от платы за вред, причиняемый мусоровозами дорожному полотну. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы. Эксперты опасаются, что введение такого моратория может привести к появлению аналогичных исключений и для других видов транспорта, а также негативно сказаться на качестве дорог и безопасности движения. Подробности — в материале «Известий».
Мораторий на мусор
На рассмотрение Госдумы внесены поправки в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», разрешающие мусоровозам в течение ближайших трех лет ездить с превышением допустимой нагрузки. Документ размещен в системе обеспечения законодательной деятельности нижней палаты парламента.
«До 1 января 2028 года допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесных транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на 10% превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось», — говорится в законопроекте, разработанном группой депутатов и сенаторов.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», движение транспортных средств с превышением этих параметров запрещено, либо оно допускается при наличии специального разрешения, которое выдается за плату (компенсируется вред, наносимый дорожному полотну такими машинами). Штраф за езду с перегрузом или без соответствующего разрешения, согласно ст. 12.21.1 КоАП РФ, составляет 250–400 тыс. рублей. Однако авторы законопроекта, концепция которого была поддержана на совещании у вице-премьера РФ Дмитрия Патрушева по вопросам организации обращения с твердыми коммунальными отходами (ТО), считают, что оформление разрешений, а также внесение платы за вред автодорогам не представляются возможными, и предлагают ввести трехлетний мораторий на применение этих норм закона к таким транспортным средствам.
«При погрузке ТКО состав отходов (строительные отходы, ветки, отходы от жилищ и т.д.) и конструкция мусоровоза (наличие прессующей установки) не позволяют распределить перевозимый груз по шасси автомобиля в нужных пропорциях. При этом уменьшение объема перевозимых отходов, а также приобретение специализированной техники меньшего объема повлечет за собой существенное увеличение издержек операторов, которые, в свою очередь, повлекут увеличение стоимости оказываемых услуг по вывозу ТКО для населения и юридических лиц в несколько раз», — говорится в пояснительной записке к документу.
Частично решить проблему с перегрузом позволил бы переход на многоосные грузовики, у которых нагрузка на оси распределяется более равномерно. Однако, по оценке Минприроды, для замены в нашей стране всех мусоровозов с двумя осями потребуется не менее 120 млрд рублей, отмечают авторы поправок.
Прошлым летом комитетом Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды совместно с Российским экологическим оператором (РЭО) и Минтрансом РФ был проведен анализ данных о 242 мусоровозах, полученных с автоматических пунктов весового и габаритного контроля (АПВГК) в разных регионах страны. В результате выяснилось, что у 70% грузовиков, перевозящих отходы, превышаются установленные нагрузки на ось, следует из пояснительной записки. При этом, по оценке Минтранса РФ, вред, причиняемый дорогам перевозками ТКО, ежегодно составляет более 400 млрд рублей.
«Известия» направили запрос в Министерство транспорта РФ.
Перегруз или тарифы
По данным Российского экологического оператора, сейчас в нашей стране в сборе и вывозе твердых коммунальных отходов задействовано порядка 23,6 тыс. единиц спецтехники. Из-за особенностей устройства мусоровозов (наличие прессующей плиты над задней осью) и невозможности контроля состава и массы вывозимых отходов региональные операторы вынуждены нарушать правила, рассказал «Известиям» гендиректор РЭО Денис Буцаев. Он отметил, что для решения проблемы РЭО также принимал участие в подготовке изменений в нормативное регулирование и разработке законопроекта о введении моратория на транспорт, перевозящий отходы.
— Мы изучили результаты взвешивания мусоровозов на рамках, которые стоят на дорогах, и данные от региональных операторов, которые взвешивали пустые и заполненные мусоровозы. Также учитывали данные весового контроля, передаваемые в федеральную информационную систему учета ТКО с объектов инфраструктуры. Анализ показал, что для избежания нарушений необходимо снижать загрузку мусоровоза как минимум на четверть. Чтобы возить отходы по дорогам с допустимой нагрузкой в 11,5 т, загрузку нужно снижать на 23%, по десятитонным трассам — на 40%, а по шеститонным нарушения будут возникать практически всегда, — отметил Денис Буцаев.
Он подчеркнул, что замена парка мусоровозов или снижение их загрузки потребуют дополнительных многомиллиардных расходов, что в итоге приведет к росту тарифа для населения более чем на 30% в год.
По его словам, мораторий вводится в том числе для проведения исследовательской работы по определению оптимальных моделей мусоровозов, которые будут экономически эффективны для вывоза ТКО и при этом не нанесут ущерб дорогам.
— После проведения такой работы будет запущена программа по замене мусоровозов. Сейчас операторы уже могут проанализировать свой автопарк, установить осевые датчики контроля или организовать перегрузочные станции для снижения нагрузки на дорожное полотно, — рассказал «Известиям» гендиректор РЭО.
Преференции для мусоровозов
Опрошенные «Известиями» эксперты неоднозначно оценивают предложения парламентариев. По мнению президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, проблема штрафа за перегруз в значительной мере связана с некорректной работой АПВГК.
— Показания этих комплексов очень сильно зависят от качества участка дороги, на котором они установлены. Колея, отслоение асфальта, уклон дорожного полотна, трещины, провалы и другие дефекты, которые есть около многих АПВГК, приводят к тому, что аппаратура показывает перегруз или превышение нагрузки на ось в случаях, когда никаких нарушений на самом деле нет, — заявил он «Известиям».
При этом проблема с превышением осевой нагрузки характерна и для других машин, у которых сложно проконтролировать равномерное распределение груза в кузове — самосвалов, лесовозов, зерновозов, цистерн, отмечает президент ассоциации «Грузавтотранс». Отдельно выделять из них мусоровозы несправедливо и неправильно, полагает он.
Член президиума общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто считает недопустимым введение тех или иных льгот и преференций относительно перегруза для транспорта в зависимости от вида груза, который он перевозит.
— Сегодня введем мораторий для мусоровозов, завтра решим, что такие же льготы положены зерновозам, послезавтра еще каким-то грузовикам. Дороги от этого лучше точно не станут, — отметил он в беседе с «Известиями».
К возникновению проблемы перегрузов в целом привели архаичные осевые нормы нагрузки, считает президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль. По его словам, российские требования заметно отличаются в меньшую сторону от зарубежных и не учитывают параметры современных транспортных средств.
— Например, дороги в Подмосковье и Ленинградской области, где стоят весы, рассчитаны на осевую нагрузку 11,5 т. При этом ведущие оси мусоровозов имеют технически допустимую нагрузку 12,5–13 т, — рассказал он «Известиям».
При этом эксперт признает проблему с перегрузом, характерную для машин, перевозящих ТКО. По его мнению, во многом она связана с желанием перевозчика выиграть тендер с подвижным составом, не приспособленным под выполнение конкретной задачи.
Вопросы безопасности
Идея о введении моратория на штрафы за перегруз мусоровозов может привести к ухудшению ситуации с безопасностью дорожного движения, считает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. Он отметил, что в законопроекте нет ни слова о том, на какие именно мусоровозы будет распространяться этот мораторий. При этом для перевозки отходов, чаще всего строительного мусора, используются контейнеры объемом почти до 40 куб. м. Очень часто их перевозят тягачи с прицепом, сразу по 2–3 контейнера, подчеркнул эксперт.
— Если отменить штрафы за перегруз, то в такой контейнер будут загружать «с горкой». Масса такого автопоезда, загруженного, например, битым кирпичом, обломками железобетонных плит или металлоломом, просто зашкалит. В итоге тормозить такой «состав» начнет в Москве, а остановится уже где-нибудь под Воронежем. Как следствие, число аварий, подобных той, что недавно произошла в районе Серпухова, вырастет многократно, — заявил «Известиям» вице-президент НАС.
С ним согласен главный редактор издания «За рулем» Максим Кадаков. По его мнению, если и вводить предложенный мораторий, то необходимо обязательно дифференцировать мусоровозы, в отношении которых он будет действовать.
— Одно дело — грузовики, которые вывозят бытовые отходы из дворов — наверное, для них имеет смысл ввести мораторий, поскольку в определенном смысле это некая социальная услуга. И другое дело — многотонные фуры и самосвалы, на которых вывозится строительный мусор, какие-то промышленные отходы. Для них вводить такой мораторий точно не стоит: их перегруз чреват очень серьезными последствиями, — считает он.
Превышение допустимой нагрузки даже на небольшом двухосном мусоровозе серьезно сказывается на его управляемости, отмечает Тарас Коваль.
— Перегруженный двухосник «приседает» на заднюю часть, передние колеса разгружаются, у них ухудшается сцепление с дорогой. Даже небольшого слоя льда достаточно для того, чтобы такой грузовик перестал слушаться руля, — рассказал он.