Армия

Из Сибири с любовью: в РФ разработан дрон с радиусом действия в тысячу километров

Беспилотник будет востребован как бомбардировщик или транспортный БПЛА

Из Сибири с любовью: в РФ разработан дрон с радиусом действия в тысячу километров

EN

Из Сибири с любовью: в РФ разработан дрон с радиусом действия в тысячу километров

В Сибири создан прототип большого беспилотного самолета. Радиус действия нового дрона — одна тысяча километров. На это расстояние он может доставить не менее 200 кг полезной нагрузки. Он будет востребован и как военно-транспортный или дрон-бомбардировщик. Изначально его создавали как транспортный БПЛА для восточных регионов страны, где расстояние между населенными пунктами часто измеряется сотнями километров. Причем ему не нужна взлетно-посадочная полоса, он может «разгрузиться» парашютным способом.

Большие планы

Прототип будущего большого транспортного беспилотного самолета разработан научно-производственным центром «Беспилотные авиационные системы» (НПЦ БАС), который недавно открылся в Томске. В планах разработчиков поднять большой беспилотник в воздух в августе-сентябре 2025 года и начать программу сначала летных, а следом и совместных испытаний БАС в выполнении прикладных задач над сибирской тайгой, рассказали «Известиям» в НПЦ БАС.

Размеры беспилотника внушительные: длина фюзеляжа около 6 м, а размах крыла около 10. Грузоподъемность аппарата — более 200 кг. Беспилотный самолет оснащен поршневым двигателем мощностью 100 л.с. и сможет совершать полеты на дальность до 1000 км со скоростью 150–180 км/ч.

Из Сибири с любовью: в РФ разработан дрон с радиусом действия в тысячу километров

Основное назначение аппарата — транспортировка грузов. Габариты фюзеляжа сечением примерно метр на метр рассчитаны на размещение достаточно объемной полезной нагрузки.

Для беспилотника будет разработана и система беспосадочной доставки груза — за счет сброса контейнера на парашюте. Это позволит наладить доставку в точки, которые не имеют своей взлетно-посадочной полосы.

Конечно, аппарат обладает всеми возможностями современных дронов: наблюдение и мониторинг, передача информации в реальном времени оператору, автоматические взлет-посадка и следование по проложенному маршруту.

На больших сибирских расстояниях необходимо решить вопрос связи с аппаратом в условиях отсутствия сотовых сетей — это будет сделано с помощью спутниковой связи.

Возможное военное применение такого аппарата видится в первую очередь именно в его основном качестве — как военно-транспортной машины. Именно для доставки и десантирования грузов БПЛА подходит больше всего и не требует серьезных доработок.

Фактически любой БПЛА — машина двойного назначения, рассказал «Известиям» военный эксперт Василий Дандыкин.

Из Сибири с любовью: в РФ разработан дрон с радиусом действия в тысячу километров

— Всем известная сейчас «Баба-яга» изначально была сельхоздроном, поливающим химией поля, — напомнил он. — Его быстро приспособили, и он оказался очень неприятным аппаратом, занимающимся не только снабжением, но и использующимся на линии фронта как бомбардировщик, способный нести серьезные боеприпасы. Новый дрон из Сибири имеет лучшие характеристики, чем машины ВСУ. Дроны, недавно сбитые в Подмосковье, несли по 60 кг взрывчатки. Наша машина может поднять 200 кг — она в разы мощнее. Немаловажно и то, что наша машина не одноразовый камикадзе. Она может долететь до цели, сбросить полезную нагрузку и вернуться назад — это должно быть дешевле, чем посылать машины в один конец. Из таких аппаратов можно будет формировать эскадрильи, наращивать ими огневую мощь при работе на тех или иных направлениях.

Конечно, они будут востребованы и в народном хозяйстве. Областей применения таких БПЛА, особенно в сибирских условиях, много: доставка посылок и товаров, запчастей для любой техники и нефтегазовой промышленности, медикаментов и множество других вариантов использования.

Томский проект

НПЦ БАС был создан в рамках национального проекта развития беспилотных авиационных систем (БАС) для разработки и выпуска дронов, подготовки специалистов по их эксплуатации, а также разработки и реализации проектов по их применению в разных областях экономики.

Из Сибири с любовью: в РФ разработан дрон с радиусом действия в тысячу километров

Центр получил федеральную субсидию на оснащение нескольких площадок для создания полноценного производства беспилотных летательных аппаратов.

Было закуплено и установлено современное производственное оборудование, которое позволяет вести выпуск БАС практически любого калибра — от небольших аппаратов с массой в пару килограмм до крупных машин с размахом крыла в несколько метров. НПЦ выполняет полный цикл разработки, производства и применения БАС.

В Парабельском районе Томской области создан летно-испытательный комплекс, на котором будут испытываться как сами аппараты, так и методики применения БАС. Планируется подготовка специалистов по эксплуатации и обслуживанию беспилотников для всей страны.

«Полкан» над тайгой

Создание новых аппаратов занимает длительное время, поэтому уже сейчас НПЦ БАС приступил к использованию в практических задачах нескольких готовых авиационных комплексов. Самый серьезный готовый беспилотник в летном парке томичей — аппарат самолетного типа ДИАМ-20 компании ДИАМ-АЭРО. Этот БАС с массой 30 кг может пролететь до 1000 км. Он оснащен поршневым двигателем и выполнен по аэродинамической схеме «утка» с толкающим винтом. Продолжительность полета — 10 часов. При длине около 2 м размах крыла аппарата составляет 4 м. Он оснащен системой видеонаблюдения и может брать на борт до 6 кг полезной нагрузки.

Из Сибири с любовью: в РФ разработан дрон с радиусом действия в тысячу километров

Основное назначение такого беспилотника — мониторинг земной поверхности. БАС стартует с катапульты и после выполнения маршрутного задания приземляется на парашюте. Аппарат гражданский и будет использоваться в Сибири для контроля лесных пространств, мониторинга протяженных инфраструктурных объектов — таких как нефтепроводы и линии электропередачи.

Оборудование для мониторинга может быть сменным — от обычной системы видеонаблюдения до техники высокого разрешения, мультиспектральных камер, тепловизоров и специального магнитометрического оборудования. За один полет ДИАМ-20 может осмотреть до 200 кв. км территории.

В военной сфере ДИАМ-20 можно привлекать для ведения визуальной разведки и в том числе в реальном времени и в ночное время.

В томском центре БАС уже сегодня ведутся работы по созданию аппаратов собственной разработки. В первую очередь они предназначены для решения транспортных задач — в отсутствие дорог на просторах сибирской тайги возможность оперативной доставки грузов весьма актуальна.

Беспилотный летательный аппарат «Полкан М1» при взлетной массе до 100 кг может брать на борт до 40 кг груза и везти его на расстояние до 100 км на максимальной скорости до 140 км/ч. Продолжительность полета — один час. «Полкан» оснащен электрической силовой установкой, первый полет запланирован летом этого года. Для его эксплуатации уже требуется взлетно-посадочная полоса — не более 500 м ровной поверхности.

Из Сибири с любовью: в РФ разработан дрон с радиусом действия в тысячу километров

Особенности аппаратов такого типа — отработанные алгоритмы автоматического взлета и посадки. И, конечно, предполагается автоматическое следование на заданной высоте полета по проложенному на карте маршруту. Современные системы навигации завязаны на спутники и обеспечивают точность определения координат с ошибкой в считаные метры.

Конечно, «Полкан» может вести мониторинг и наблюдать за местностью, но для него это вспомогательная задача. Основная — доставка грузов, и даже корпус летательного аппарата имеет соответствующую конфигурацию, напоминающую фюзеляж транспортного самолета Ан-14 «Пчелка». Аппарат будет участвовать в нескольких пилотных проектах доставки грузов на территории Сибири.

Из Сибири с любовью: в РФ разработан дрон с радиусом действия в тысячу километров

На следующем этапе развития проекта планируются работы по увеличению продолжительности и дальности полета, а также масштабирования размеров «Полканов» следующих поколений.

Вероятное военное применение здесь полностью аналогично гражданскому — срочная доставка грузов. После доработок, если обеспечить разгрузку беспосадочным способом, его можно использовать в качестве бомбардировщика, но всё же это в первую очередь специализированная транспортная машина.

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»