К бою на ТОФ: как корвет «Проворный» усилит Тихоокеанский флот
Второй корабль проекта 20385 после испытаний совершит переход на Дальний Восток
Корвет «Проворный» проекта 20385 существенно усилит оборону Камчатского региона, рассказали опрошенные «Известиями» эксперты, комментируя его спуск на воду. Церемония прошла 18 июня. Корабль войдет в состав Тихоокеанского флота (ТОФ) в следующем году. Это второй представитель серии 20385, его должны были достроить еще в 2022 году, однако случившийся при строительстве пожар внес свои коррективы. Какое оружие способен нести на себе «Проворный» и почему укреплению ТОФ Минобороны уделяет особое внимание — в материале «Известий».
Первый в серии
В Петербурге 18 июня состоялась церемония спуска на воду корвета «Проворный» проекта 20385. В ней приняли участие главком ВМФ адмирал Александр Моисеев, представители ОСК, Санкт-Петербурга и завода «Северная верфь».
— Сегодня значимое событие, несомненно, для Северной верфи, для Военно-морского флота. Сегодня спускаем на воду первый серийный корабль нового поколения — корвет «Проворный» проекта 20385. Головной корабль чуть ранее был принят в состав ВМФ, корвет «Гремящий» построен вашим предприятием, — сказал Александр Моисеев на церемонии. — Корабль, построенный в интересах Военно-морского флота, укрепляет статус России как великой морской державы.
«Проворный» стал вторым представителем проекта 20385. Головной корабль этой серии — «Гремящий» — несет службу на Тихом океане, он выполняет задачи в составе соединения на северо-востоке России. По словам главкома, «Гремящий» достойно несет службу на ТОФ и заслужил репутацию надежного, современного, способного решать весь спектр задач, свойственных этому кораблю.
Как сообщили «Известиям» в Минобороны, «Проворный» тоже пополнит силы Тихоокеанского флота. После достройки на воде и проведения швартовых, заводских ходовых и государственных испытаний он совершит переход на Дальний Восток. Планируется, что корвет войдет в состав ВМФ в 2025 году.
Корабль должны были сдать флоту еще в 2022 году, однако 17 декабря 2021-го на строившемся «Проворном» произошел пожар. Огонь охватил верхнюю палубу, ходовую рубку главного командного поста, пострадала интегрированная башенно-мачтовая конструкция. Тогда комиссия пришла к выводу, что корабль всё же можно достроить. В ноябре 2022 года на его корпусе установили новую надстройку, созданную на Средне-Невском судостроительном заводе.
— Пожары на судоремонтных верфях, к сожалению, случаются. В той же Америке в последние годы горело несколько больших кораблей и подводная лодка, — рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков.
Справка «Известий»
Корабли этой серии представляют собой модернизацию базового проекта корветов 20380, разработанного центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». По сравнению с проектом 20380 «Гремящий» и «Проворный» обладают увеличенным водоизмещением и более мощным ракетным оружием.
Усиление региона
После достройки корабль пойдет на Камчатку — в 114-ю бригаду надводных кораблей Тихоокеанского флота, сообщил Дмитрий Болтенков.
— Корвет существенно усилит оборону Камчатского региона, — отметил он. — Он будет обеспечивать общую безопасность и, что очень важно, развертывание нашего подводного флота. На Камчатке сейчас сосредоточена мощная группировка наших атомных подводных лодок. Пока в строю всего один корабль проекта 20385 — корвет «Гремящий». На флоте он зарекомендовал себя неплохо. В настоящее время несколько кораблей этого проекта строятся в Комсомольске-на-Амуре, как раз для Тихоокеанского флота.
Эксперт отметил, что сейчас обстановка в Дальневосточно-Тихоокеанском регионе неспокойная.
— Там активизировались американские союзники, — сказал он. — Япония пошла по пути недружественных отношений с Россией. Австралия собирается заводить свой атомный флот. В такой ситуации надо усиливать ТОФ.
Тихоокеанский флот отвечает за оборону самой протяженной океанской линии — от Чукотки до Владивостока. Не стоит забывать и то, что на Камчатке стоят наши АПЛ, напомнил военный эксперт капитан I ранга Василий Дандыкин.
— Сейчас ТОФ надо усиливать, что и делается, — отметил он. — Для защиты нашего побережья, баз и обеспечения работы АПЛ нужны корабли, а также дизельные подводные лодки. Их количество наращивается. Причем корветы начали строить на верфях Дальнего Востока. Поначалу не всё шло гладко, но сейчас наши корабелы набрали темп. Это одни из самых удачных кораблей нашего флота, на них есть своя авиация — вертолет. Это корветы ближней морской зоны, но они могут действовать и в дальней — автономность и хорошая обитаемость позволяют это делать. Команды этих кораблей комплектуются контрактниками.
Проект 20385
Корветы проекта 20385 предназначены для выполнения эскортных и ударных задач в морской зоне, патрулирования прибрежных вод, а также для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками. Водоизмещение такого корабля более 2 тыс. т, длина 104 м, ширина 13 м. Они развивают скорость хода до 27 узлов и имеют дальность плавания до 4 тыс. миль. Корабли несут на борту ракетный комплекс «Калибр-НК», 100-мм артиллерийскую установку, противолодочный комплекс «Пакет». На палубе может размещаться противолодочный вертолет.
Корабли спроектированы по стелс-технологии: их надстройки изготовлены из многослойных композиционных материалов, что серьезно уменьшило заметность корветов в радиолокационном диапазоне.
Противовоздушную оборону кораблей обеспечивает зенитный ракетный комплекс «Редут», в состав которого входит радиолокационная станция (РЛС) «Полимент» с четырьмя фазированными антеннами. Ракеты размещаются в установках вертикального пуска, состоящих из модулей по четыре или восемь ячеек каждый. В итоге комплекс может обстреливать до 16 целей одновременно, его практическая дальность 400 км.
В 2019 году президент России посетил строившийся тогда головной корвет проекта 20385 «Гремящий». Командир корабля Роман Довагайлов рассказал главе государства о его особенностях и, в частности, о том, что в перспективе на нем могут быть размещены гиперзвуковые ракеты «Циркон». «Циркон» обязательно будет», — заметил президент, обращаясь к главе военного ведомства.
В последнее время Россия активно пополняет надводные силы флота. 11 июня на Зеленодольском судостроительном заводе состоялся спуск на воду малого ракетного корабля (МРК) «Ставрополь» проекта 21631 «Буян-М». Он стал 12-м в серии. Это небольшие по размерам корабли, обладающие внушительным арсеналом. На борту «Буянов» смонтировано восемь пусковых установок для крылатых ракет типа «Калибр» или противокорабельных «Оникс». Кроме того, они вооружены 100-мм артустановкой А-190. «Калибры» оснащены проникающей фугасной боевой частью массой до 450 кг и имеют дальность около 1,5 тыс. км. Сверхзвуковые «Ониксы» имеют боевую часть массой 300 кг, они могут наносить удары по кораблям и по наземным целям на дистанции до 500 км.
Продолжается достройка головного в линейке ледокольных сторожевых кораблей проекта 23550 «Ивана Папанина». В апреле на него заселился экипаж в преддверии его выхода на заводские ходовые испытания.