«Ключевые» позиции: продажи автомобилей за полгода выросли на 79%
Развитие авторынка будет зависеть от решений властей
На российском авторынке продолжается наметившаяся в конце весны тенденция к постепенному сокращению числа проданных машин. Вместе с тем по итогам полугодия продажи авто заметно выросли. Дальнейший вектор, по которому будет развиваться отечественный авторынок, зависит от решений, которые примут власти в ближайшее время, отмечают дилеры и эксперты. Подробности — в материале «Известий».
Плюс на минус
По итогам первого месяца лета в России было продано 124 394 новых легковых автомобиля, что в 1,5 раза больше, чем в июне 2023 года, но при этом на 2,2% меньше результатов мая 2024 года. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат», основываясь на количестве выданных ЭПТС.
Снижение темпов продаж отмечается уже третий месяц подряд: в апреле по сравнению с мартом, который был рекордным, объемы продаж снизились на 6,5%, в мае было зафиксировано снижение еще на 7,2%. Вместе с тем по итогам первого полугодия в России было продано 719 311 автомобилей. Это на 79% больше, чем за первые шесть месяцев прошлого года.
Китайские автопроизводители продолжают активно наращивать свою долю в общем числе проданных машин. По итогам июня они совокупно занимают 61% рынка. В мае этот показатель составлял 56,8%, в прошлом июне — 49%. В начале 2022 года, когда после ухода из нашей страны ряда западных автобрендов и прекращения официальных поставок европейских, японских, корейских и американских моделей, производители из КНР начали активную экспансию на российский рынок, их доля составляла всего 9%. По словам директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, с учетом отечественных автомобилей, построенных на основе моделей из КНР (например, «Москвич» и Xcite), китайские машины занимают уже почти 2/3 рынка.
Еще одна тенденция — снижение интереса россиян к электрокарам и рост продаж гибридных моделей. Как отметил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов, в структуре авторынка доля электромобилей снизилась с 1,3% в июне прошлого года до 0,9% в нынешнем. При этом доля «гибридов» за год, напротив, выросла почти в 1,5 раза — с 2 до 2,8%.
Попали в «десятку»
Лидерство среди марок по-прежнему сохраняет бренд Lada: 34 199 проданных автомобилей в июне. Вторую строчку занимает Haval, продавший 15 210 машин. «Бронза» — у Chery (13 577 авто). На четвертой позиции компания Geely с результатом 11 088 штук, замыкает первую «пятерку» бренд Changan (10 071). «Второй эшелон» открывает компания Omoda (5096 машин), далее следуют Exeed (3542 экземпляра) и белорусский Belgee (3246 штук). Замыкают топ-10 марки Jetour и Jaecoo, которые в июне продали 3161 и 2415 автомобилей соответственно.
Примечательно, что практически все автопроизводители улучшили свои результаты. Отрицательные значения в июне, по данным «Автостата», показали только «АвтоВАЗ» (–14,6% по сравнению с результатами мая), Belgee (–9,8%) и «Москвич» (–36,6%). Однако этого хватило, чтобы общие июньские результаты оказались хуже майских.
Звание самой популярной модели в России за собой сохраняет Lada Granta (16 009 проданных машин в июне). К ней постепенно приближается другая модель «АвтоВАЗа» — Lada Vesta (11 590 авто). Третье место у кроссовера Haval Jolion: с результатом в 6983 машины эта модель остается наиболее востребованной у россиян иномаркой. Далее следует две модели Chery — Tiggo 7 Pro Max (5510 штук) и Tiggo 4 Pro (4874 машин). За месяц сразу на три позиции (с девятого на шестое место) поднялся Changan CS55 Plus — 3936 автомобилей. На седьмой строчке Geely Monjaro (3933 авто), а на восьмой — Omoda C5 (3582 экземпляра). Замыкают «десятку» Lada Niva Travel (3515 машин, падение вниз с шестого на девятое место) и Belgee X50 (3246 штук, минус две ступеньки).
Любопытно, что впервые за долгое время в десятку наиболее популярных моделей на попала классическая «Нива». Представители «АвтоВАЗа» не видят в этом ничего страшного, объясняя это колебаниями спроса и отсутствием в прошлом месяце крупных поставок «Нив» корпоративным заказчикам и госструктурам.
Без поддержки
Заметное снижение продаж по итогам июня у «АвтоВАЗа» в первую очередь связано с окончанием в середине июня действия программы льготного автокредитования, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Ранее, в рамках Петербургского экономического форума, президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов предупреждал, что «деньги на программу льготного автокредитования заканчиваются».
— Существенная доля автомобилей Lada продавалась с привлечением заемных средств, в том числе в значительной степени по правительственной программе льготного автокредитования. В отличие от других автопроизводителей, модели которых попадали под ее действие, например, Haval, для «АвтоВАЗа» окончание программы более критично, поскольку в первую очередь с привлечением льготных ссуд приобретались наиболее доступные модели машин, — заявил «Известиям» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Ставка и утиль
Российские дилеры также отмечают, что в последние четыре месяца продажи не растут. По словам заместителя генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей, официальные франшизы Рената Тюктеева, заметное увеличение продаж отмечалось в марте, при этом цены поднялись вверх на 2–3%.
— Далее тренд продаж стал плоским. Также фактором, влияющим на ситуацию, является высокая ключевая ставка ЦБ, которая подтормаживает продажи в кредит и утяжеляет расходы дилеров на собственные стоки машин. Июль начался так же, как июнь, без взлетов и падений. Объем продаж по итогам месяца ожидаем в интервале 120–130 тыс. новых автомобилей, — рассказал он «Известиям».
Снижение объемов продаж в июне было ожидаемым и предсказуемым, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты. Этот тренд, скорее всего, сохранится и в июле, дальнейшие перспективы российского авторынка будут в первую очередь зависеть от решений властей, связанных с размером утилизационного сбора, а также уровнем ключевой ставки, уверены они.
— Повышение размера утилизационного сбора — дело практически решенное. Весь вопрос в том, насколько резким оно будет. Если рост утильсбора будет плавным, то для рынка это будет относительно безболезненно. В этом случае можно рассчитывать на результат в 1,4–1,5 млн проданных машин по итогам года. В противном случае продажи могут обвалиться, — считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
Другой фактор, от которого напрямую будут зависеть продажи автомобилей, — это размер ключевой ставки, отмечают эксперты. Ее возможное увеличение приведет к росту и без того высоких ставок по автокредитам, что вкупе с новыми требованиями к заемщикам, вступившими в силу с 1 апреля, приведет к снижению числе машин проданных с использованием заемных средств, считает Максим Кадаков. При этом, по данным «Автостата», в июне число выданных автокредитов, по сравнению с маем, уже снизилось на 18%.