Мы будем жить теперь по-новому: «автомобильные» изменения законодательства в 2025 году
Повышенные штрафы, подорожание ОСАГО, очередной утильсбор и новые правила регистрации машин
Одновременно с боем курантов в России повышаются штрафы за нарушение ПДД, триколор на регистрационных знаках становится обязательным, вводится единый полис ОСАГО для России и Белоруссии. Также вступают в силу новые ставки утилизационного сбора. Кроме того, в начале 2025 года вводятся новые тарифы на ОСАГО. А с весны меняются правила регистрации транспортных средств в МВД. В течение года автолюбителей ожидают и другие изменения. Подробности — в материале «Известий».
Новые штрафы
С 1 января 2025 года вступают в силу поправки в КоАП, устанавливающие повышенные штрафы за нарушения ПДД. Так, за превышение скорости на 20–40 км/ч (это самое частое нарушение правил) штраф составит 750 рублей вместо 500 рублей. Максимальный штраф за превышение скорости (на 80 км/ч и выше) увеличится с 5 тыс. до 7,5 тыс. рублей. За проезд на красный сигнал светофора санкция составит 1,5 тыс. рублей (прежде 1 тыс. рублей). Движение по обочине будет грозить штрафом в размере 2,5 тыс. рублей вместо прежних 1,5 тыс. рублей. За несоблюдение требований дорожных знаков и разметки наказание увеличивается с 500 до 750 рублей, за поворот налево или разворот в неположенном месте — с 1–1,5 тыс. до 1,5–2,5 тыс. рублей.
С 1 тыс. рублей до 1,5 тыс. рублей увеличивается штраф за непристегнутый ремень безопасности или отсутствие мотошлема. Водителям, севшим за руль в нетрезвом виде или отказавшимся от медицинского освидетельствования, помимо лишения прав на 1,5–2 года придется заплатить еще 45 тыс. рублей (прежде 30 тыс. рублей), а штраф за несоблюдение правил применения ремней безопасности вырастет с 1 тыс. рублей до 1,5 тыс. рублей. Если из-за нарушения ПДД был причинен легкий вред здоровью, нарушителя оштрафуют на 3,7–7,5 тыс. рублей (прежде — 2,5–5 тыс. рублей). Если же речь идет о причинении в результате автоаварии среднего вреда здоровью, то санкция увеличится с 10–20 тыс. до 15–30 тыс. рублей. Также вводится новый штраф: за повторную езду без полиса ОСАГО автомобилисту придется заплатить 3–5 тыс. рублей. Прежде, независимо от повторности, водителей без полиса штрафовали на 800 рублей.
При этом снижается размер скидки за оперативную оплату некоторых штрафов. Если прежде она составляла 50% от суммы, указанной в постановлении, то с 1 января 2025 года только 25%. Правда, срок, отведенный на льготную оплату штрафа, увеличивается с 20 до 30 дней. Одновременно изменяется и механизм распределения средств, полученных от штрафов за нарушения ПДД. Если прежде все они полностью шли в региональные бюджеты, то теперь регионы получат только 75% суммы. Оставшиеся 25% будут поступать в федеральный бюджет.
Также с 1 января 2025 года вступают в силу изменения в ГОСТ, согласно которым российский триколор на регистрационных знаках транспортных средств становится обязательным. При этом если автомобиль поставлен на учет до вступления в силу новых требований, то никакие санкции владельцу не грозят. Однако если машина зарегистрирована после 1 января, а на номерах нет триколора, то водителю будет грозить предупреждение или штраф в размере 500 рублей согласно ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ.
ОСАГО расширится, объединится и подорожает
В первый день 2025 года полисы ОСАГО становятся обязательными в новых регионах — в Донецкой и Луганской народных республиках, а также в Запорожской и Херсонской областях. Введение этой страховки изначально было запланировано на 2024 год. Однако в конце позапрошлого года автовладельцам разрешили ездить в границах новых регионов без автогражданки до 2025 года (при выезде в другие регионы страны эта страховка была обязательна). Согласно указанию Центробанка, территориальный коэффициент для ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей составит 0,68.
Также с 1 января 2025 года между Россией и Белоруссией вводится единый полис ОСАГО. Он будет оформляться в электронном виде как дополнение к основному полису автогражданки. При этом таможенные органы получат право не просто контролировать наличие такого полиса у водителя, пересекающего границу на машине, но и проверить данные договора в системе «АИС страхование».
В Российском союзе автостраховщиков подчеркивают, что страховка на Белоруссию является добровольной, оформляется отдельно и не скажется на стоимости обычных полисов ОСАГО.
Расширение тарифного коридора на 11–20% для некоторых видов транспорта и новые коэффициенты (по ним рассчитывается итоговая стоимость страховки), которые вводятся в начале 2025 года, заметно скажутся на цене ОСАГО. «Вилка» тарифов для мотоциклов составит 259–3043 рубля (прежде 324–2536 рублей), а для грузовиков до 16 т — 930–11 921 рубль (сейчас 1163–9934 рубля). На автобусы коридор увеличивается до 2700–10 202 рублей (вместо 3053–9144 рублей), на троллейбусы — до 1475–5575 рублей (сейчас 1668–4997 рублей), а на трамваи — 921–3477 рублей против существующих 451–3198 рублей. На легковые машины тарифы останутся прежними.
При этом для мототехники вводятся дополнительные градации мощности, а для мотоциклистов устанавливаются отличные от других категорий водителей коэффициенты «возраст–стаж». В подавляющем большинстве случаев они заметно выше, чем у автомобилистов.
Также изменяются территориальные коэффициенты в ряде субъектов Федерации. В 21 регионе они снизятся (максимальное сокращение составит 6%), а в 18, где его текущее значение не соответствует возросшим убыткам, наоборот, вырастут (максимум на 10,5%).
С 1 марта по всей стране камеры начнут фиксировать автомобили, владельцы которых не оформили полис ОСАГО. Предполагается, что первое время такие автомобилисты будут получать не штрафы, а предупреждения на «Госуслугах» о необходимости приобрести страховку.
Снова утильсбор
С 1 января 2025 года снова повышается размер утилизационного сбора. Базовая ставка остается прежней — 20 тыс. рублей, но увеличиваются коэффициенты в зависимости от объема двигателя и возраста транспортного средства. Так, на новые (до трех лет) модели автомобилей с ДВС объемом до 1 л размер утильсбора составит 180,2 тыс. рублей, а на машины старше трех лет — 460 тыс. рублей. Для моделей с объемом мотора до 2 л он поднимается до 667,4 тыс. и 1,174 млн рублей соответственно, на машины с двигателем 2–3 л — до 1,875 млн и 2,839 млн рублей. Если у автомобиля мотор не более 3,5 л, то теперь размер утильсбора составляет 2,153 млн на новую модель и 3,297 млн рублей — на подержанную. На легковые машины с двигателем объемом более 3,5 л этот сбор равен 2,742 млн и 3,605 млн рублей соответственно.
Впервые повышение утилизационного сбора затрагивает электрокары и последовательные гибриды. В октябре ставки «утиля» на эти типы машин не повышались. А вот с 1 января 2025 года они поднимаются весьма существенно: с 32,6 тыс. рублей (на модели до трех лет) и 122 тыс. рублей (на авто старше трех лет) до 667,4 тыс. и 1,174 млн рублей соответственно.
Ожидается, что индексация утилизационного сбора в 2025 году принесет в бюджет дополнительно около 1 трлн рублей.
На учет без страховки
С 1 марта в России начинают действовать новые правила постановки транспортных средств на учет в Госавтоинспекции. С этой даты полис ОСАГО исключен из списка обязательных для государственной регистрации машины документов. Кроме того, снять машину с учета можно прямо в день продажи (сейчас только через 10 суток). Но для этого продавец и покупатель должны оформить договор через «Госуслуги» или с помощью нотариуса. Список оснований для отказа в совершении регистрационных действий пополнится новым пунктом — неоплата владельцем утилизационного сбора.
С 1 сентября становится обязательной маркировка моторных масел и других смазочных материалов.
На рассмотрении в Государственной думе находится еще ряд законопроектов, касающихся автомобилистов. Например, в течение года могут быть приняты поправки, устанавливающие ответственность за «опасное вождение», смягчающие санкции за покидание места ДТП, если виновник автоаварии оставил свои данные. Кроме того, ожидаются изменения в ПДД, предусматривающие повышение до 16 лет возраста, с которого допускается управлять СИМ, а также предполагающие регистрацию СИМ и устанавливающие дополнительные запреты и ограничения для электросамокатов.