Надо ли на уроках физкультуры оценивать выполнение нормативов? За и против
Надо ли на уроках физры оценивать выполнение нормативов или лучше детей «не мучить»?
Оценок по физре быть не должно
Против
Ольга Красько, актриса, мама троих детей:
И мы, и наши дети тоже все разные. Кто-то создан для спорта, а кто-то для сочинения стихов или игры на скрипке. А для школы лучший результат, по-моему, чтобы человек просто был в хорошей форме. Бывают пухленькие мальчики, которым сложно подтянуться. А другие дети от природы такой комплекции, что им удобно свой вес поднять. Это не должно стать поводом для косых взглядов. Заяц, соревнуясь с черепахой в беге, всегда выиграет. Но это же не значит, что черепаха плоха. Так и к людям нельзя с одним и тем же мерилом подходить.
Наши дети, увы, сейчас в принципе мало двигаются. В моём детстве у нас был огромный школьный двор, в тёплое время года на физкультуре мы играли в вышибалы и в весёлые старты. Зимой на лыжах по школьному двору гоняли… Я очень поддерживаю занятия по физкультуре на свежем воздухе, но скорее для настроения, для закалки, а не для оценок.
Шанс защитить себя, помочь другим
За
Шаварш Карапетян, заслуженный мастер спорта СССР, спасший десятки людей в нескольких авариях:
— Уроки физкультуры способствуют укреплению мышц, улучшению выносливости и координации. Они помогают стать сильнее и развить навыки, которые детям могут пригодиться в экстренных случаях. А ещё такие занятия развивают командный дух, дисциплину, уверенность в себе.
Подобные качества могут выручить человека в ситуации стресса, когда требуется быстрое принятие решений. Или тогда, когда надо защитить себя или помочь другим. Правда, конкретно в моей ситуации мне помог уже профессиональный спорт. Нырять на глубину невозможно без навыков подводного плавания. Такому на уроках физкультуры не научат.
Что ещё важно? В первую очередь за физическое воспитание отвечает родитель, ведь это с него дети берут пример в своей жизни. Зачем что-то требовать от учителя физкультуры, если дома отец ученика проводит вечера с пивом перед телевизором, а дорогу к стадиону давно забыл?
В то же время, как и в любом предмете, здесь должна быть какая-то система критериев успешного выполнения заданий — иначе у школьников не будет мотивации. Исключения из правила, наверное, возможны. Если ребёнок не способен по каким-либо причинам выполнить нормативы, то, может быть, надо дать ему возможность сделать столько, сколько в его силах, но на совесть, без лени. Если натренировать спортивный дух, то и тело подтянется.
Жизненно необходимая нагрузка
Александр Скрипкин, учитель физкультуры из Красноярского края, боец СВО:
— После того как побывал на спецоперации, я теперь рассказываю своим ученикам, для чего нужно быть сильным и выносливым. На передовой ведь выбора нет: хочешь остаться в живых — бери лопату и окапывайся. А для этого тебе нужно как минимум час выполнять тяжёлую физическую работу. Возможно ли это сделать без тренировок?
А если понадобится быстро убежать от дурной компании? Или перелезть через высокий забор, спасаясь от стаи бродячих собак? Нельзя предугадать, в какие условия поставит нас жизнь, поэтому надо быть ко всему готовым. В том числе быть готовым физически.
Расскажу и про своих собственных детей. Быть может, конечно, это я привил сыну и дочери любовь к физкультуре, но проблем с этим предметом у них никогда не было. Дочка в 10 лет уже могла судить турниры по волейболу. А сын и сейчас на СВО легко справляется с нагрузками.
Я живу в сибирском селе Таловка. У нас все с детства приучены к нагрузкам: каждый день надо воды принести, дров наколоть. Но знаю родителей, которые 2–3 раза в неделю возят ребят в секции в райцентр. Потому что они понимают: даже наших непростых бытовых условий и уроков физкультуры в школе может не хватить, чтобы вырасти сильным и крепким. Собственно, от родителей вообще многое зависит. Если им физкультура кажется неважным предметом, то чего тогда от детей ждать?
И последнее, насчёт нормативов. Старые нормативы были выше, чем сейчас, но все справлялись, на физру ходили с удовольствием. А сейчас, когда дети сидят в телефонах, когда они перестают играть во дворах, школа просто обязана дать им хоть какую-то двигательную активность. И первая задача учителя — находиться в контакте с учениками, заинтересовывать их.
По материалам: aif.ru