Образование

Надо ли на уроках физкультуры оценивать выполнение нормативов? За и против

Если ребёнок не способен по каким-либо причинам выполнить нормативы, то, может быть, надо дать ему возможность сделать столько, сколько в его силах, но на совесть, без лени.

Надо ли на уроках физры оценивать выполнение нормативов или лучше детей «не мучить»?

Оценок по физре быть не должно

Против

Ольга Красько, актриса, мама троих детей:

И мы, и наши дети тоже все разные. Кто-то создан для спорта, а кто-то для сочинения стихов или игры на скрипке. А для школы лучший результат, по-моему, чтобы человек просто был в хорошей форме. Бывают пухленькие мальчики, которым сложно подтянуться. А другие дети от природы такой комплекции, что им удобно свой вес поднять. Это не должно стать поводом для косых взглядов. Заяц, соревнуясь с черепахой в беге, всегда выиграет. Но это же не значит, что черепаха плоха. Так и к людям нельзя с одним и тем же мерилом подходить.

Наши дети, увы, сейчас в принципе мало двигаются. В моём детстве у нас был огромный школьный двор, в тёплое время года на физкультуре мы играли в вышибалы и в весёлые старты. Зимой на лыжах по школьному двору гоняли… Я очень поддерживаю занятия по физкультуре на свежем воздухе, но скорее для настроения, для закалки, а не для оценок.

Шанс защитить себя, помочь другим

За

Шаварш Карапетян, заслуженный мастер спорта СССР, спасший десятки людей в нескольких авариях:

— Уроки физкультуры способствуют укреплению мышц, улучшению выносливости и координации. Они помогают стать сильнее и развить навыки, которые детям могут пригодиться в экстренных случаях. А ещё такие занятия развивают командный дух, дисциплину, уверенность в себе.

Подобные качества могут выручить человека в ситуации стресса, когда требуется быстрое принятие решений. Или тогда, когда надо защитить себя или помочь другим. Правда, конкретно в моей ситуации мне помог уже профессиональный спорт. Нырять на глубину невозможно без навыков подводного плавания. Такому на уроках физкультуры не научат.

Что ещё важно? В первую очередь за физическое воспитание отвечает родитель, ведь это с него дети берут пример в своей жизни. Зачем что-то требовать от учителя физкультуры, если дома отец ученика проводит вечера с пивом перед телевизором, а дорогу к стадиону давно забыл?

В то же время, как и в любом предмете, здесь должна быть какая-то система критериев успешного выполнения заданий — иначе у школьников не будет мотивации. Исключения из правила, наверное, возможны. Если ребёнок не способен по каким-либо причинам выполнить нормативы, то, может быть, надо дать ему возможность сделать столько, сколько в его силах, но на совесть, без лени. Если натренировать спортивный дух, то и тело подтянется.

Жизненно необходимая нагрузка

Александр Скрипкин, учитель физкультуры из Красноярского края, боец СВО:

— После того как побывал на спецоперации, я теперь рассказываю своим ученикам, для чего нужно быть сильным и выносливым. На передовой ведь выбора нет: хочешь остаться в живых — бери лопату и окапывайся. А для этого тебе нужно как минимум час выполнять тяжёлую физическую работу. Возможно ли это сделать без тренировок?

А если понадобится быстро убежать от дурной компании? Или перелезть через высокий забор, спасаясь от стаи бродячих собак? Нельзя предугадать, в какие условия поставит нас жизнь, поэтому надо быть ко всему готовым. В том числе быть готовым физически.

Расскажу и про своих собственных детей. Быть может, конечно, это я привил сыну и дочери любовь к физкультуре, но проблем с этим предметом у них никогда не было. Дочка в 10 лет уже могла судить турниры по волейболу. А сын и сейчас на СВО легко справляется с нагрузками.

Я живу в сибирском селе Таловка. У нас все с детства приучены к нагрузкам: каждый день надо воды принести, дров наколоть. Но знаю родителей, которые 2–3 раза в неделю возят ребят в секции в райцентр. Потому что они понимают: даже наших непростых бытовых условий и уроков физкультуры в школе может не хватить, чтобы вырасти сильным и крепким. Собст­венно, от родителей вообще многое зависит. Если им физкультура кажется неважным предметом, то чего тогда от детей ждать?

И последнее, насчёт нормативов. Старые нормативы были выше, чем сейчас, но все справлялись, на физру ходили с удовольствием. А сейчас, когда дети сидят в телефонах, когда они перестают играть во дворах, школа просто обязана дать им хоть какую-то двигательную активность. И первая задача учителя — находиться в контакте с учениками, заинтересовывать их.

 

По материалам: aif.ru

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»